«Укрощение огня»: фильм под грифом «Секретно»

Создание фильма «Укрощение огня» (1972) стало уникальным и сложным проектом в истории советского кино. Эта первая художественная драма о покорителях космоса, вышедшая к 11-летию полета Юрия Гагарина, снималась в атмосфере строжайшей секретности и под пристальным контролем органов госбезопасности.

Прототипы и собирательные образы

Сценаристом и режиссером фильма выступил Даниил Храбровицкий — фронтовик и автор известных лент «Чистое небо» и «Девять дней одного года». Его творческий подход базировался на убеждении, что главная тема для кино – это прогресс человечества, а герои должны вести за собой.

В основу сюжета легла биография легендарного главного конструктора Сергея Королева. Однако использовать его имя было запрещено, и создатели фильма назвали героя Андреем Башкирцевым. Все реальные фигуры космической отрасли были государственной тайной.

Консультанты и цензура

Главным консультантом картины был ближайший соратник Королева — инженер-конструктор Борис Черток. Его работа с Храбровицким была наполнена спорами: Черток настаивал на исторической достоверности, но режиссеру приходилось действовать крайне осторожно из-за жесткой цензуры, чтобы избежать закрытия съемок.

Цензура жестко пресекала попытки отразить в фильме сложные и конфликтные моменты. Из сценария были исключены упоминания о репрессиях, которым подвергался Королев. Также был убран серьезный конфликт конструктора с коллегами, поскольку требовалось создать образ талантливых людей, объединенных общей идеей. Образ Башкирцева превратился в собирательный — в него вплели черты не только Королева, но и конструктора двигателей Алексея Исаева. Даже Борис Черток в титрах был указан под фамилией Костюк, сохраняя секретность своей личности.

Читать: История создания фильма «Калашников»

Роль Юрия Гагарина исполнил сотрудник Байконура и консультант фильма Анатолий Челомбитько. Он был поразительно похож на Гагарина — из-за этого часто попадал в курьезные ситуации: его останавливали на улицах, просили автографы и стремились познакомиться. В фильме он снимался в настоящем оранжевом скафандре — легендарном символе первого полета.

Съемки на режимных объектах

Храбровицкий добился практически невозможного, получив специальный допуск на съемки в реальных условиях космодрома Байконур и на ракетном полигоне Капустин Яр. Весь съемочный процесс курировался КГБ, а меры предосторожности были беспрецедентными.

Сценарий читали специалисты и вносили технические поправки. Командный пункт и центр управления создавались специально для фильма и лишь отдаленно напоминали оригиналы. Кроме того, съемочный процесс полностью зависел от расписания космодрома: во время ответственных испытаний группу в целях безопасности отвозили подальше — на шашлыки или рыбалку.

Читать: «Экипаж машины боевой»: история, ставшая фильмом

Операторы должны были точно выверять места съемки, чтобы в кадр не попали секретные объекты. Им было совсем непросто, поскольку любое «несанкционированное» движение камеры становилось нарушением госбезопасности. Людям приходилось работать в условиях, когда секретным было практически все. Кураторы внимательно отслеживали материал, отснятый на режимных объектах. В результате было уничтожено около 1000 метров пленки.

Тем не менее, фильм «Укрощение огня» уникален тем, что в него вошли настоящие старты и даже аварийные пуски ракет — такого не показывали даже в документалистике.