Фильм «Прощай, месье Хаффманн» режиссера Фреда Кавайе вышел на экраны в 2022 году и является экранизацией одноименной пьесы Жана-Филиппа Дагера. В главных ролях снимались Даниэль Отей, Сара Жиродо и Жиль Леллуш.
По сюжету в Париже в 1941 году, во время немецкой оккупации, еврейский ювелир Йозеф Хаффманн доверил свой магазин своему сотруднику Франсуа Мерсье, прежде чем попытаться добраться до свободной зоны. Не имея возможности сделать это, Хаффманн спрятался в подвале. Мерсье принял эту непредвиденную ситуацию при условии, что его начальник согласится на несколько своеобразное соглашение.
Читать: Почему фильм «Приключения раввина Якоба» спровоцировал захват заложников?
На самом деле режиссер и автор произведения дружат уже более 20 лет. Кавайе хотел изобразить коллаборационистов во время оккупации, поэтому он позволил себе некоторую вольность с оригинальной пьесой. «Я читаю пьесу и понимаю, что суть не в этом. Текст был действительно великолепен, но я хотел использовать его где-нибудь в другом месте. Жан-Филипп позволил мне изменить историю, предоставив все возможные свободы». […] Поэтому я сохранил отправную точку «Прощай, мистер Хаффманн» и заставил персонажей развиваться по-другому, особенно Франсуа», – сказал режиссер.
Почему резко прервали съемки фильма?
Работу над художественным фильмом пришлось резко прервать в марте 2020 года из-за карантина. Оставалось две недели съемок из десяти, первоначально запланированных. По словам режиссера, это было замаскированное счастье. «Я думал, что сниму облаву с детьми и все те зверства, которые мы уже видели. Но как это сделать? Потом пришла идея показать, что происходит дальше: пустой район, несколько вещей, разбросанных по улице. …Мне кажется, что так в конечном итоге сильнее», – объяснил Фред Кавайе.
Эта пауза в съемках привела к тому, что улицы Монмартра, отремонтированные для нужд фильма, как бы создавали впечатление путешествия в прошлое. «Мы были заперты, Париж был пуст, и эти улицы казались замороженными в 1942 году… Но какой бы странной ни казалась ситуация, меня больше всего беспокоила шумиха, которая была поднята по этому поводу в СМИ. Потому что, чтобы сделать ситуацию более пикантной, некоторые СМИ включили в свои репортажи плакаты, которые мы предусмотрительно убрали. Мы убрали абсолютно все антисемитские вывески, и вот они появились на телевидении и в Интернете! Этот дрейф СМИ – это уже другая тема, но… это было больно», – вспоминал режиссер.
Читать: О-ля-ля! 20 французских романтических фильмов