Как создавался музыкальный фон для «Семнадцати мгновений весны»?

Когда режиссер Татьяна Лиознова предложила Микаэлу Таривердиеву написать музыку к ее будущему телевизионному фильму, композитор сначала растерялся. Несмотря на то, что к тому времени он был автором музыки к около пятидесяти художественным картинам, для телевидения он еще не писал.

Поскольку опыта работы для телевидения не имели также ни режиссер, ни актеры творческий процесс был живой, в спорах, ссорах, размышлениях и консенсусах.

«В чем была моя задача? Мне нужно было любой ценой показать человека, который волею судьбы, волею долга, волею времени оказался в самые трудные годы для себя и для своей страны на чужбине… Выполнял тяжелую, опасную и нужную работу. И вот тем не менее его состояние ностальгии по дому, его тяга домой. Я хотел создать музыку – тему далекой Родины», – рассказывал Таривердиев.

Так родилась основная музыкальная тема фильма. Также им была написана еще одна тема о мгновениях. Но этого оказалось недостаточно и пришлось сочинить еще две мелодии – о тревоге и ощущении провала.

Когда встал вопрос воссоздания атмосферы военного времени, кроме одежды, автомобилей, окружающих предметов и так далее необходимо было обеспечить соответствующий звуковой фон. Это бытовая музыка, как музыка, звучащая по радио, грампластинкам, звуки с улицы.

«Мне казалось, что эта атмосфера, куда будет погружен герой, она очень многое должна была дать для подлинности этого фильма», – говорил композитор.

Таривердиев не видел никаких проблем, зная, что есть множество пластинок, которые можно использовать. Однако, когда ему их привезли, оказалось, что ни одна из пластинок по техническим причинам не годится. Они были с браком: хрипели, шипели и использовать их было невозможно.

Микаэл Таривердиев

Тогда Микаэлу Таривердиеву пришлось писать музыкальный диктант, то есть прослушивая мелодию переносить ее на нотный стан. После этого он пригласил старых музыкантов, которые работали еще в военное время, и она исполнили произведения в манере 1940-х годов. «Так мы наполнили картину музыкальными фонами, атмосферой того времени», – заключил Таривердиев.

Читать: 8 лучших фильмов, в которых звучит музыка Микаэла Таривердиева

Помимо этого, он написал еще двенадцать песен для каждой серии. Но когда собрали вместе весь музыкальный материал вышла «настоящая каша».

«И тогда мы с Лиозновой приняли радикальное решение: выкинули десять песен, оставили две песни. И они как бы пунктиром прошли по всему фильму, сжимая и собирая в целое всю музыкальную драматургию», – рассказывал Микаэл Левонович.

Работа на «Семнадцатью мгновениями весны» Таривердиеву была очень дорогой. Ему также были дороги люди, с которыми он работал над картиной, то время, когда он сочинял эту гениальную музыку.