Наталья Гвоздикова родилась 7 января 1948 года в небольшом городе Борзя в Читинской области. У нее была старшая сестра Людмила, которая тоже стала актрисой и выступала вместе с Аркадием Райкиным в ленинградском Театре миниатюр.
Вслед за сестрой Наталья выбрала актерскую профессию и отправилась в Москву, где поступила во ВГИК. После окончания ВУЗа в 1971 году юная актриса была приглашена в Театр-студию киноактера, где прослужила 22 года.
Впервые Наталья попала в кино в 1969 году, когда была студенткой. Она снялась в картине «Озеро» вместе с Василием Шукшиным. Затем были работы в фильмах «Город первой любви», «Ох уж эта Настя!». Заметив впервые Гвоздикову на экране, Василий Шукшин буквально влюбился в нее и пригласил в свой фильм «Печки-лавочки».
Очарован красотой актрисы был и режиссер Алексей Коренев, который в 1972 году снял ее в своей картине «Большая перемена», где девушка сыграла жгучую брюнетку, аспирантку исторического факультета Полину. Режиссер буквально преследовал актрису и настаивал на ответных чувствах.
Кадр из фильма «Большая перемена»
Но Гвоздикова была замужем, а когда Коренев узнал о размолвке в ее семье, стал с удвоенной силой добиваться ее. Коренев угрожал сократить наполовину роль актрисы в фильме, что в итоге и сделал. Но даже в таком виде роль Натальи всем запомнилась. Именно после этой работы Наталья получила всесоюзную известность.
После такого успеха актриса вернулась к сотрудничеству с Шукшиным и снялась в его драматическом фильме «Калина Красная», где появилась в небольшом эпизоде на телефонной станции. Этот фильм стал лидером проката 1973 года.
Далее актриса продолжала активно сниматься, на экраны выходили такие фильмы с ее участием, как «За облаками – небо», «Берега», «Возле этих окон», «Дума о Ковпаке» и многие другие. Большой работой Натальи Гвоздиковой стала роль Марии Кораблевой в многосерийном криминальном детективе «Рожденная революцией». За нее актриса была удостоена Госпремии СССР. Эта картина очень понравилась зрителям, и актеры получили всесоюзную популярность.
Кадр из фильма «Возле этих окон»
С 1980 года актриса стала меньше сниматься, среди ее работ стоит выделить психологическую картину «Опасные друзья» о жизни заключенных и драму «Ночь самоубийцы», снятую совместно со Швецией и Германией. В 1995 году Гвоздикова снялась в фильме «Барышня-крестьянка», где сыграла помещицу Наталью Рощину.
Личная жизнь
Первым супругом актрисы стал человек, не имеющий отношения к кино. Поэтому он не мог смириться с частым отсутствием супруги, гастролями и ее многочисленными поклонниками. «Начали нарушаться наши взаимоотношения», – рассказывала актриса. Однажды супруг неожиданно появился в гостиничном номере Натальи, чтобы проверить, верна ли она ему. Гвоздикова была в бешенстве, об этой истории узнала вся съемочная группа. После этого брак актрисы фактически распался.
Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков
На пробах к фильму «Возле этих окон» Наталья познакомилась с актером Евгением Жариковым, и сначала они друг другу совсем не понравились, у актеров даже случались конфликты. Актриса на 15 минут опоздала на первую репетицию к пробам, а Жариков подумал: «О какая дерзкая, молодая, позволяет себе опаздывать».
Пробы прошли не очень удачно. Евгений так сильно настроил девушку против себя, что она обратилась к режиссеру с просьбой утвердить ее с другим актером, с которым актриса раньше уже снималась. Но на главные роли все же были назначены Гвоздикова с Жариковым.
Вынужденные много времени проводить вместе, актеры сблизились. К этому моменту семейные отношения каждого из них трещали по швам. Когда съемки подходили к концу, они понимали, что могут разойтись по разным дорогам.
Жариков уже был утвержден на роль в фильме «Рожденная революцией», и съемки должны были продолжаться год. Мысль, что столько времени он должен будет провести вдали от Натальи, сводила его с ума. И он подумал, что девушка должна сыграть его супругу в фильме. Однако на эту роль уже была утверждена другая актриса.
Кадр из фильма «Рожденная революцией»
Жариков уговорил режиссера пригласить на пробы Гвоздикову и всячески помогал ей в кадре, но актриса провалила пробы. Она вернулась в Москву вся в слезах, но через два дня получила звонок из Киева, ее утвердили на роль! Предложение выйти за него замуж Жариков сделал еще до начала съемок.
Когда режиссер Григорий Кохан узнал, что актеры любят друг друга, он решил сыграть их свадьбу на экране, по-настоящему расписать их.
Но для этого Наталья и Евгений должны были получить развод. Вот тут у Гвоздиковой возникла проблема – муж не хотел отпускать ее и угрожал зарезать. Разъяренные соперники готовы были не на жизнь сцепиться друг в друга, но в это время умер отец Натальи и ее супруг, видя отчаянное состояние Натальи, решил спокойно отступить.
Молодые актеры поженились и, хотя режиссер просил их повременить с рождением ребенка, вскоре Гвоздикова забеременела. Для Кохана это был удар, он вынужден был изменить сценарий и убить героиню Натальи. Актеры понимали, что они сами виноваты в смерти Маши, но позже все признавали, что такой поворот событий только усилил фильм.
В 1976 году у пары родился сын Федор. Он стал военным лингвистом и переводчиком с французского языка. Сейчас Федор занимается информационной безопасностью в сфере самолетостроения.
Семейные отношения Гвоздиковой и Жарикова были непростыми. В середине 1990-х годов у супруга был роман с журналисткой Татьяной Секридовой. От этих отношений родились двое детей – сын Сергей и дочь Екатерина. Почти семь лет Жариков жил на две семьи, но Наталья не подавала на развод и простила его, прожив с супругом до его смерти. Евгения Ильича не стало в 2012 году.
Уже давно актриса в кино не снимается. После ухода супруга она полностью посвятила себя семье, только иногда проводит творческие встречи и концерты, на которых читает стихи.