Первый фильм Аллы Суриковой «Суета сует»: за кадром

Фильм «Суета сует» доказал, что Алла Сурикова достойна снимать фильмы, ведь был момент, когда ее карьера висела на волоске.

Когда режиссер пришла на «Мосфильм» она не была никому знакома, но сразу же начала работать с такими звездами советского кино, как Галиной Польских, Фрунзиком Мкртычяном, Леонидом Куравлевым.

Сценарий писал уже прославленный Эмиль Брагинский. Но у Аллы Ильиничны была цель – снять кино, поэтому ей не было страшно. «Суета сует» стал первой картиной, к тому же комедией режиссера. По ее признанию здесь она научилась делать по-настоящему смешное кино.

Снять фильм по сценарию Брагинского Алле Суриковой предложил ее учитель, Георгий Данелия. А чтобы ей разрешили снимать, Данелия пошел к руководству «Мосфильма» и лично поручился за свою ученицу. Ведь получить такую работу на главной киностудии страны для новичка – настоящее событие. Но было важно, чтобы первый фильм не оказался последним, поскольку неудача могла поставить крест на дальнейшей карьере режиссера.

Суриковой дали добро на съемки, но на подстраховку рядом поставили надежного и опытного второго режиссера Алика Григоровича. Эмиль Брагинский был постоянным соавтором Эльдара Рязанова и к тому моменту уже вышли многие известные фильмы по его сценарию, поэтому люди не могли поверить, что такой именитый писатель захотел сотрудничать с неопытным режиссером.

Сюжет фильма о женщине, которая каждый день заключает браки, но однажды сама оказывается перед разводом, родился у Брагинского в ЗАГСе, когда он присутствовал на чьем-то бракосочетании.

На главную роль Марины Петровны сначала планировали взять Людмилу Гурченко, а ее провинившимся мужем должен был стать Олег Басилашвили. Однако на пробах Сурикова поняла, что снимать звезд такой величины она не сможет. У нее было чувство, что не она оценивала актеров как потенциальных исполнителей, а они ее – как режиссера. Поэтому Алла Ильинична была уверена, что без конфликтов на съемочной площадке не обойдется. А об атмосфере во время работы она заботилась всегда.

Поэтому Сурикова отказалась брать Гурченко и пригласила Галину Польских. Хотя добиться ее согласия на съемки тоже было непросто. Незадолго до этого вышел фильм «По семейным обстоятельствам», где актриса прекрасно сыграла мелодраматическую роль, а ей вновь предлагали тот же образ. Но Сурикова считала, что сквозь образ работницы ЗАГСа должна была просвечивать женственность, которая у Польских была в изобилии. Без нее режиссер отказывалась снимать картину. Актрису подкупило такое признание Суриковой, и она согласилась.

Кандидатура Польских не вызывала возражения у сценариста, но чем дальше формировался актерский состав, тем больше их взгляды расходились. Например, Брагинский возражал против Натальи Крачковской, назвав ее «актрисой Гайдая», то есть снимающаяся только в легкой комедии. Но Алла Сурикова настояла на ее участии.

Бороться режиссеру пришлось и за армянского актера Фрунзика Мкртчяна. Она чувствовала, что он сможет обогатить эту роль. Ей руководство говорило, что Фрунзик не комичный актер. «Как же не комичный? Он великий актер! Вы только посмотрите на сочетание его носа и грустных глаз», – возражала Сурикова.

Эмиль Брагинский поддерживал режиссера, его лишь смущала слишком выразительная внешность актера и сильный армянский акцент потенциального Бориса Ивановича. Но после того, как сценарист увидел пробы, он оттаял.

В тексте был эпизод, когда Марина Петровна говорит мужу: «Столько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить. Эх ты». Брагинский придумал для Фрунзика такую фразу: «Русский язык такой богатый! А я человек бедный». Этим вопрос об армянском произношении актера был снят.

За два года до «Суеты сует» на советские экраны вышла комедия Георгия Данелия «Мимино». После этого фразами водителя грузовика Хачикяна говорила вся страна.

«Было за что любить Фрунзика. Он был очень талантлив, он был большим артистом с большими возможностями, которые не были использованы до конца. Сделать так, чтобы зрители хохотали до слез – это очень сложно», – рассказывала Алла Ильинична.

Однако хохотали не только зрители, но и вся съемочная группа. От игры Фрунзика не выдерживали актеры, а потом и все вокруг, от хохота иногда подолгу не могли снять одну сцену. Например, сцену ночевки в Новгороде, когда бывшим супругам выделили одну кровать на двоих, не могли снять очень долго.

«Очень долго из-под одеяла вылезал сначала… его красивый, большой нос и тогда Польских «кололась», а после – и вся съемочная группа. Шли бесконечные дубли, а пленки ведь мало. Нам приходилось отворачиваться к стене, чтобы Галя нас не видела. Когда сил смеяться уже не осталось, кажется, с 13 дубля мы эту сцену все же сняли».

Мкртчяна не зря называли «смешным человеком с грустными глазами», по другую сторону камеры его жизнь была совсем не радостной.

По сюжету фильма герой Мкртчяна уходит от жены к любовнице. Найти актрису на эту роль оказалось тяжелее всего. Лиза должна была быть яркой, но не затмевать при этом Польских. Режиссер уже думала оставить сцены с ее участием за кадром, но однажды ей попался снимок молодой начинающей актрисы Анны Варпаховской.

Когда девушка пришла на пробы, Сурикова сказала, что у ее героини должна быть какая-то деталь, которая будет все время раздражать. Актриса предложила надеть свои бусы, которые будут все время звенеть. Так образ был завершен.

Для Анны Варпаховской эта кинороль была одной из первых, поэтому она прислушивалась к профессионалам.

Алла Сурикова рассказывала:

«Фрунзик вообще не любил дубли. Но была одна сцена, где его герой встречает свою любовь и должен ее поцеловать. И тут он просит дубль за дублем, дубль за дублем, и еще поцелуй. Тут мне пришлось спасать семью, я сказала: «Фрунзик, все хорошо, все снято. Ане надо возвращаться к мужу. Если она придет с зацелованными губами, он может ее и не простить»».

Часто после выходов фильмов зрители женят актеров. По рассказам Аллы Ильиничны, когда вскоре после выхода «Суеты сует» Варпаховская лежала в роддоме, все работники бегали посмотреть, на кого похож ребенок. Не похож ли он на Фрунзика Мкртчяна?

Лиза была не последняя роль  Анны Варпаховской в картинах Суриковой. Также было и с Леонидом Куравлевым. Несмотря на то, что в дебютном фильме режиссера актер сыграл небольшую роль, он снялся в ее фильме «Ищите женщину».

Куравлев был одним из самых востребованных советских актеров, но с удовольствием согласился сыграть в эпизодах у начинающего режиссера.

Была сцена, когда герой Куравлева приходит в ЗАГС с бутылкой шампанского. На репетиции оказалось, что четверо принесли по бутылке настоящего шампанского. Актеры так нарепетировались, что в этот день съемки отменили. Все забыли, зачем собрались. После этого Алла Сурикова настоящий алкоголь на съемочную площадку не разрешала приносить.

Съемки у Аллы Ильиничной актеры всегда вспоминали как приключения. Она создавала атмосферу непринужденности и легкости не только на экране, но и на съемочной площадке. Поэтому когда работа над фильмом «Суета сует» подошла к концу, практически сроднившейся творческой группе расставаться было нелегко.

Алла Сурикова:

«В самой последней сцене, когда Польских зашивает пуговицу на костюме Фрунзика, включили песню Джо Дассена, потому что оригинальной музыки еще не было. Актер заплакал, наверное, про прощание с фильмом, прощание с Галей. Это было очень трогательно».

Эта картина стала первой историей успеха режиссера. «Суета сует» прославила Аллу Сурикову на всю страну, она прошла с огромным успехом. Режиссер получила признание не только от зрителей, но и от коллег.