«Римские каникулы»: интересные факты о фильме

Романтическая комедия «Римские каникулы» познакомила мир с Одри Хепберн. Фильм получил «Оскар» за игру актрисы, сценарий и костюмы, а также был номинирован на семь других номинаций, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Это один из самых популярных классических фильмов 1950-х годов. Вот некоторые интересные факты о работе над ним.

1. Какие актеры могли сняться в главных ролях?

Роль принцессы Анны в «Римских каникулах» сделала Одри Хепберн кинозвездой. Раньше она играла только эпизодические роли и работала в театре. Режиссер Уильям Уайлер рассматривал на эту роль Джин Симмонс и Элизабет Тейлор.

А на роль Джо первоначально был выбран Кэри Грант, но он отказался, потому что считал, что слишком стар, чтобы проявлять любовный интерес к Хепберн. Хотя десять лет спустя они все же сыграли пару в «Шараде».

2. Кто был назначен режиссером изначально?

История «Римских каникул» была выбрана в 1949 году с намерением, чтобы ее снимал именно режиссер Фрэнк Капра. Как раз при Капре продюсеры планировали привлечь Кэри Гранта и Элизабет Тейлор на главные роли.

Однако, когда продюсерская компания режиссера столкнулась с финансовыми проблемами, ему пришлось продать права на текст кинокомпании Paramount. После этого у него возникло несколько творческих разногласий со студией, и Капра ушел, уступив место Уильяму Уайлеру.

3. Почему Грегори Пек очень хотел сняться?

Кэри Грант, отказавшийся от роли Джо, прекрасно «подыграл» Грегори Пеку, который хотел отдохнуть от своих привычных драматических образов и сняться в комедии. Изначально 37-летний Пек значился звездой картины, у него за плечами было 18 фильмов и четыре номинации на «Оскар». Однако во время съемок актеру стало очевидно, что именно 24-летняя Одри Хепберн – настоящая звезда фильма.

Читать: Грегори Пек: жизнь первого красавчика Голливуда

Он подумал, что ей суждено получить «Оскар», и призвал продюсеров достойно оплатить ее труд, чтобы не было потом стыдно. Конечно, в итоге она получила «Оскар». Актриса в одночасье стала кинозвездой, сыграв свою первую главную роль. Любопытный факт: находясь в восторге от получения премии, Хепберн случайно оставила статуэтку в женской уборной.

4. Почему фильм сняли в черно-белом варианте?

Первоначально Paramount хотела снимать «Римские каникулы» в павильонах Голливуда. Но Уильям Уайлер так отчаянно пытался снять его в Риме, что согласился сократить бюджет на поездку. Это сделало «Римские каникулы» первым американским фильмом, полностью снятым в Италии.

Изначально также планировалось, что фильм будет сниматься в цвете, но режиссеру пришлось перейти на черно-белую пленку не потому, что он старомодный, а чтобы снизить затраты. По этой же причине Одри Хепберн, тогда еще неизвестная актриса, получила главную роль. Тем не менее, перерасход бюджета составил 700 тысяч долларов.

5. Почему отложили дату начала съемок фильма?

У режиссера Уильяма Уайлера, к тому моменту восьмикратного номинанта на «Оскар» и двукратного победителя, было хорошее чутье на актеров. Он знал, что Хепберн идеально подходит для роли принцессы Анны, как только посмотрел ее кинопробу осенью 1951 года, и его не беспокоило ее относительное отсутствие опыта работы в кино.

Читать: 10 лучших фильмов Одри Хепберн по мнению критиков

Но Хепберн почти сразу же после проб получила роль в спектакле. Уайлер принял решение подождать, пока она закончит там играть. Руководители киностудии, с таким же энтузиазмом воспринявшие кинопробу Хепберн, поддержали его план, хотя никто не знал, сколько времени будет идти спектакль.

Последнее выступление состоялось 31 мая 1952 года, а 23 дня спустя начались съемки «Римских каникул».

6. Сделка между киностудией и правительством Великобритании

Поскольку «Римские каникулы» вращаются вокруг принцессы, киностудии Paramount пришлось гарантировать британскому правительству, что в фильме не будет никаких указаний на то, что персонаж Одри Хепберн имеет какое-либо отношение к британской королевской семье, особенно к принцессе Маргарет.

Уильяму Уайлеру пришлось снять дополнительную сцену, чтобы дать понять, что героиня Хепберн – не британская принцесса.

7. Грегори Пек сымпровизировал сцену

Знаменитая сцена, происходящая у античной мраморной плиты «Уста истины», где Джо делает вид, что божество откусило ему руку, была импровизирована Грегори Пеком. Одри Хепберн этого не ожидала, поэтому ее реакция искренняя. Именно такую ​​непосредственность и хотел запечатлеть в фильме режиссер Уильям Уайлер.

8. Одри Хепберн не могла плакать по команде

В сцене, в которой принцесса прощается с Джо, она должна была плакать, но тогда еще неопытная Одри Хепберн не могла делать это по команде. После нескольких дублей, когда Хепберн так и не заплакала, режиссер Уильям Уайлер пришел в ярость из-за того, что они тратят пленку. Это заставило  Хепберн расплакаться, позволив Уайлеру получить нужные ему кадры.

9. Почему сценарист не смог получить награду?

Сценарист фильма «Римские каникулы» Далтон Трамбо был внесен в черный список «Голливудской десятки» за свои коммунистические взгляды, поэтому он не мог получить награду за фильм – даже когда его работа удостоилась «Оскара».

Вместо этого его друг Ян Маклеллан Хантер, который работал над окончательным вариантом сценария, взял на себя эту обязанность и получил «Оскар». Хантер передал свой гонорар в размере 50 000 долларов Трамбо.

10. Только ли актеры снимались в фильме?

На официальном балу в начале фильма, где героиня Одри принимает первых лиц Италии и послов других стран, снимались настоящие итальянские дворяне, которые жертвовали свои зарплаты на благотворительность. Да и репортеры в конце фильма тоже были настоящими.

11. Планировалось продолжение 

В 1970-х годах, через два десятилетия после того, как «Римские каникулы» попали в кинотеатры, Одри Хепберн и Грегори Пек предложили сняться в возможном продолжении. По какой-то причине съемки так и не состоялись. Скорее всего, это было к лучшему, поскольку продолжения таких фильмов редко бывают удачными.

12. Было семь японских ремейков

В то время как «Римские каникулы» были популярны во всем мире, особую любовь они снискали в Японии. Было снято семь японских версий фильма. Прическе Одри Хепберн из фильма подражали девушки во многих странах, но особенно она стала модной в Японии.