Сценаристом и режиссером фильма «Табор уходит в небо» стал молдавский кинорежиссёр Эмиль Лотяну. Он написал историю на основе произведений М.Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». В центре сюжета лежит драма из жизни цыганского табора, которая развернулась в начале 20 века в Закарпатье. Массовку для фильма подбирали очень тщательно, ведь она играла очень важную роль. Были приглашены актёры киностудии «Молдова-Фильм», цыгане из «вольных» таборов и известного театра «Ромен».
Актеры на главные роли были утверждены сразу, без каких-либо сомнений. Лойку Зобара сыграл Григоре Григориу, а главную женскую роль Рады исполнила кишинёвская актриса Светлана Тома, с которой у режиссера были романтические отношения. Но знакомы все трое были задолго до этих съемок. Актеры снимались у Лотяну в картинах «Красные поляны» и «Лэутары».
Алена Бузылёва
Некоторые цыганки, которые снимались в картине, считали, что могли сыграть Раду не хуже Светланы. Они позже признавались, что завидовали актрисе.
Одной из самых юных цыганочек была 8-летняя Алена Бузылёва. Она исполнила в фильме песню «Нацэ ноха», что переводится как «Юбки нет». Зрители не могли поверить в то, что у девочки такой мощный голос. Музыка съемочную группу окружала постоянно: и во время работы, и после нее. Как рассказывали актеры, когда объявлялся перерыв, все цыгане начинали петь и танцевать.
По словам Светланы Тома, съемки в этом фильме для нее были самыми тяжелыми в карьере. В Карпатах, где снимали большинство сцен, была невыносимая жара. А работать режиссер требовал с пяти утра и до самой ночи. Во время работы Лотяну без конца кричал, что выходит все плохо, потому что собрались одни бездарности. Но таким образом режиссер создавал особое напряжение и нервную атмосферу, которые потом актеры передавали в кадр.
Но был случай, когда Светлана после очередной ссоры все бросила и уехала в Москву. В течение десяти дней не было никаких известий со съемочной площадки. Она ожидала, что режиссер снимет ее с роли, однако в ответ на тишину Тома решила вернуться и узнала, что съёмки из-за неё были приостановлены. С того момента режиссёр напрямую с ней не общался, но стал немного спокойнее в общении с актёрами.
Музыку для киноленты написал композитор Евгений Дога. Вместе с Лотяну они побывали в многочисленных таборах, знакомясь с их исконными песнями и узнавая каждые мелочи из жизни народа. Вообще, многие цыгане в штыки воспринимали людей, которые делали кино про них, но при этом не относились к ним по национальности. Тем не менее, многие песни, исполненные в фильме, цыгане пели с 30-х годов.
Что касается лошадей, Эмиль Лотяну отбирал их лично. В съемках участвовали лучшие скакуны из подмосковного клуба «Алабино». Вообще, здешние «актеры» часто снимались в советском кино. Остальной табун собирали из местных колхозов. У каждого скакуна свой характер, поэтому актеры задолго до съемок знакомились и приспосабливались к животному.
Серджиу Финити в роли Бубули
Исполнителю роли Бубули, Серджиу Финити, дали настоящего скакуна – чемпиона по имени Закат. Но с актеру было сложно справиться с ним, конь не слушался. Потом в течение съемок они подружились, актер подкармливал животное с руки и ухаживал за ним. Через год после окончания съемок актер неожиданно встретился с конем. Ту встречу он без слез не мог вспоминать.
Эмиль Лотяну всеми правдами и неправдами добивался от актеров правдоподобной и чувственной игры. Иногда он в тайне шел на хитрости. Так в самой драматичной сцене, где Зобар убивает Раду, неподдельный ужас актер не сыграл, а по-настоящему прожил. Григоре Григориу на всю жизнь запомнил, как вонзил нож в актрису Светлану Тома. По задумке острие должно было войти в специально упрятанную металлическую пластинку. Но режиссер не предупредил актера, что под нее положили капсулу с кровью.
По рассказам сына актера, Октавиана, когда отец ударил ножом – брызнула кровь, и на какой-то момент он подумал, что убил актрису. Съемочная группа изобразила шок и стояла в оцепенении. Воцарилась немая сцена. Они все подыграли режиссеру. «Отец был актером, которого разыграли».
В фильме «Табор уходит в небо» была снята одна из первых эротических сцен в отечественном кинематографе. В ней Рада купается в водоеме с обнаженной грудью. Зрители на Западе сразу назвали актрису секс-символом. Но не всем понравился этот эпизод в фильме – возмущенные цыганки заявили, что среди них такое невозможно!
После роли Данилы актер Всеволод Гаврилов перестал сниматься в кинолентах Лотяну. Причиной тому стала сцена с его участием, вырезанная из фильма. Оказывается, позже режиссер предлагал Гаврилову роль в своей картине «Мой ласковый и нежный зверь», но актер отказался.
Всеволод Гаврилов рассказывал, что когда снимали Данило, который идет на Зобара, убившего его дочь, операторы долго держали его на крупном плане. И вдруг прозвучала команда «Стоп. Снято» и посыпались поцелуи от Лотяну. Гаврилова еще трясло от прожитых эмоций, когда Николай Волошин, артист театра «Ромэн», подошел и спросил его: «Ты убивал уже людей? Такими глазами идут только убивать». В дальнейшем этот момент с проходом был вырезан из картины, и они с режиссером поссорились.
Всеволод Гаврилов в роли Данило
Однако сцены Лотяну вырезал не по своему желанию. По воспоминаниям актера Серджиу Финити, из отснятого материала можно было сделать целый сериал. Но чиновники приказали режиссеру сократить фильм до одной серии, вот он и плакал. «Он плача резал и восклицал: «Сережа, посмотри какие кадры!».
Светлана Тома после завершения съёмок выкупила у «Мосфильма» одежду и украшения своей героини. И по ее словам, однажды очень пожалела, что не надевала их на встречи со зрителями…
Был такой случай: после целого дня показов фильма в харьковском кинотеатре, она должна была провести творческую встречу со зрителями. К цыганам, которые провели весь этот день в кинотеатре, Светлана вышла в своем обычном наряде, с собранными в хвостик волосами и в очках… Зрители были шокированы! Они выгнали Тому со сцены, решив, что это самозванка и актрису подменили.
Премьера картины «Табор уходит в небо» произвела настоящий фурор – она стала лидером проката и до сих пор входит в список самых посещаемых фильмов за всю историю советского кино. Этот фильм был закуплен 112 странами, что не удалось сделать ни какому другому советскому фильму. А Светлана Тома была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».