После премьеры фильма «Сказание о земле Сибирской» в 1947 году зрители попросили Ивана Пырьева снять следующую картину в жанре комедии. Он пообещал так и сделать. По дороге домой супруга режиссера Марина Ладынина поинтересовалась, знает ли он уже о чем будет фильм. Пырьев ответил, что с детства его очень привлекали красочные ярмарки и неплохо было бы снять картину о них.
После окончания тяжелейшей войны прошло совсем не много времени и режиссер считал, что настало время снимать фильмы о простых тружениках, мирной и светлой жизни. Он хотел снять яркое кино в цвете, чтобы было много песен, танцев и улыбок.
Поэтому Иван Александрович решил, что действие должно происходить осенью, когда уже собран богатый урожай и люди собираются вместе праздновать. В стране, конечно, ситуация была иной.
«Вы думаете мы не отдавали себе отчета, что творится вокруг? Да я же из Сибири, все это застала, все это проходила. Коллективизация проходила на моих глазах. Мы жили в среде, где то один, то другой оказывался арестованным, пропадал бесследно. Что мы могли в этой ситуации? Мы могли только утешать своего зрителя. Это мы и делали», – вспоминал слова Марины Ладыниной в начале 1990-х годов киновед Евгений Марголит.
Перед Иваном Пырьевым стояла непростая задача – найти правильного драматурга для написания сценария. Он перебирал множество имен, пока не вспомнил о Николае Погодине, который в 1937 году выпустил пьесу «Человек с ружьем». Режиссер предложил ему написать историю о колхозной ярмарке и тот с удовольствием согласился.
Музыку Пырьев попросил написать Исаака Дунаевского, который был не удел и серьезно опасался за свою судьбу. В то время шла борьба с космополитами и многие его произведения просто забраковывались. Однако режиссер в такой ситуации заявил, что без Дунаевского картины не получится. Всем пришлось смирится с его авторитетным мнением.
В результате за музыку к кинофильму «Кубанские казаки» известный композитор получил Сталинскую премию второй степени. А песни «Ой, цветет калина» и «Каким ты был» разлетелись по всей стране и стали народными.
С авторами текстов к музыке тоже было непросто. Произведения Михаила Исаковского и Михаила Вольпина запрещались. К Исаковскому было много идеологических вопросов, а Вольпин вообще в 1937 году вернулся из исправительного трудового лагеря, где находился за «антисоветскую пропаганду» и «совершение террористических актов». Пырьев фактически спас его от безработицы, хотя и сильно рисковал.
В массовку Иван Александрович пригласил всю труппу театра Соломона Михоэлса, которая после убийства руководителя сотрудниками МГБ СССР осталась без средств к существованию. Режиссер распорядился забрать их на Кубань и назначить зарплату, чем также расстраивал вышестоящих начальников. Они считали, что дешевле было снимать местных жителей, чем приглашать московских актеров уже несуществующего «неблагонадежного» Государственного еврейского театра. Но и тут Пырьев настоял на своем.
Главная женская роль писалась под жену режиссера, Марину Ладынину. А вот актера на роль Гордея Ворона искали довольно долго. Уже время было отправляться на место съемок – в казачью станицу Курганная, колхоз-миллионник «Кубань», – а актера все не было. Однажды Ладынина пошла на спектакль в театр им. Вахтангова, где восхитилась игрой Сергея Лукьянова. Она посоветовала мужу пригласить актера на пробы, но Пырьева он не впечатлил. Ладынина, узнав, что пробы проходили без грима, попросила гримеров поработать с актером и со второй попытки Пырьев утвердил Лукьянова на роль.
Но музыкальной комедии нужны были молодые герои, которые символизировали бы новое поколение. И Клара Лучко привнесла ту женственность, мягкость и свежесть, которые появились у послевоенной молодежи. Для того, чтобы вжиться в свои роли актеры учились работать на комбайнах, ездить верхом, собирать зерно. Ярмарку сложили на пустыре, установили арочный вход, повесили портрет Сталина. Все павильоны и карусели были привезены, а потом за ночь посадили вокруг них деревья.
Читать: «Собака на сене»: роскошные костюмы на фоне тотального дефицита
На съемочную площадку также прибыл весь бутафорский цех киностудии «Мосфильм». Для того, чтобы показать изобильный урожай не хватило всех фруктов и овощей образцового колхоза. Поэтому работы у этого цеха было достаточно.
После премьеры фильма на «Мосфильм» пришло немало писем от кубанских и донских колхозников, в которых они возмущались, что актеры на лошадях выглядят неуверенно. В этом Пырьев был с ними согласен. Кстати, своей супруге он запретил в самые рискованные эпизоды гонки сниматься самой. А вот песни актриса прекрасно исполняла сама.
Иосифу Сталину очень понравился фильм и название «Веселая ярмарка» он лично сменил на «Кубанские казаки». Картину впервые показали 26 января 1950 года в московском Доме кино. Ее приняли очень тепло, тем более зная о реакции вождя. Режиссер получил свою шестую Сталинскую премию и даже представить не мог, что его работу ждут гонения. После смерти Иосифа Виссарионовича про «Кубанских казаков» стали говорить, что это искажение советской действительности. Таким образом фильм исчез с экранов, а Пырьев вообще перестал упоминать о нем.
Читать: Мюзикл «Мама»: три версии, травма Людмилы Гурченко и судьба картины
Музыкальная комедия вновь вернулась к зрителям лишь в конце 1960-х годов. Это уже была отредактированная версия, откуда вырезали некоторые эпизоды и многое, что было связано со Сталиным. Кроме того, Марина Ладынина переозвучила свою героиню, а Сергей Лукьянов до этого момента не дожил, и за него в некоторых сценах говорит актер Евгений Матвеев. После повторной премьеры актриса стала получать огромное количество писем. Адрес был простой: «Мосфильм», председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой. Люди интересовались, где находится этот колхоз и можно ли туда переехать.