Прошло более 30 лет с тех пор, как вышел фильм «Общество мертвых поэтов». Действие происходит в 1959 году. Герой Уильямса, Джон Китинг, новый учитель английского языка в элитной подготовительной школе для юношей. Студенты удивлены необычными методами преподавания Китинга (например, можно стоять на партах, вырывать страницы из сборников стихов и т.д.).
Учитель побуждает своих студентов «сделать свою жизнь необычной» — это чувство он резюмирует латинским выражением carpe diem, что означает «ловить день». Он сделал свои уроки интересными, увлекательными и заставил своих учеников идти своей дорогой, что, конечно же, волновало родителей и директора школы. «О капитан, мой капитан!»…
Читать: Рейтинг 10 лучших фильмов об учителях
Роль учителя английского языка Джона Китинга в исполнении Робина Уильямса стала одной из его знаковых работ. Вот 12 фактов о фильме, которые вам могут быть интересны.
1. На чем основана история
История «Общество мертвых поэтов» была написана Томом Шульманом, который также написал сценарий к фильмам «Дорогая, я уменьшил детей» и «А как же Боб?». Это был первый сценарий, который он продал Голливуду, хотя и не первый, который он написал. История частично основана на его опыте учебы в Montgomery Bell Academy, подготовительной школе в Нэшвилле. Большинство персонажей были списаны с людей, которых он знал в реальной жизни.
2. Прототипы главного героя
Персонаж Робина Уильямса, Джон Китинг, был основан на двух учителях Шульмана: Гарольде Клермане, который преподавал на курсах актеров и режиссеров, и Сэмюэле Пикеринге, который преподавал английский на втором курсе. Вдохновляющие речи главного героя в фильме были взяты от Клермана, а необычный стиль преподавания исходил от Пикеринга.
Пикеринг писал, что иногда он преподавал урок, стоя на столе (как это делает Китинг) или в мусорном ведре. Один из его учеников вспоминал, как Пикеринг заставлял его вставать на стул и махать руками каждый раз, когда класс произносил словосочетание «больше никогда», читая стихотворение «Ворон» Эдгара Аллана По. «Я делал такие вещи не столько для того, чтобы разбудить студентов, сколько для развлечения», – писал Пикеринг.
3. Катастрофическая ситуация
До появления Питера Вейра режиссером фильма был назначен Джефф Канью, добившийся успеха с картиной «Месть придурков». Канью хотел, чтобы Лиам Нисон сыграл Китинга, но киностудия Дисней видела в этой роли только Робина Уильямса. Со своей стороны, Уильямс, похоже, не хотел работать с Канью, что, по словам сценариста Шульмана, привело к катастрофическим результатам:
«Студия хотела Робина Уильямса, а актер был категорически против работать с этим режиссером. Фактически, мы все подготовили, построили декорации – фильм должен был сниматься за пределами Атланты – а Робин просто не появлялся на съемках. Дисней продолжал оказывать на него давление, угрожая санкциями. В итоге после того, как Уильямс не приехал, съемки отменили, а декорации сожгли. На самом деле у нас ежедневно горят декорации».
4. Дастин Хоффман и другие кандидаты
После Канью киностудия заключила контракт с Дастином Хоффманом, который должен был режиссировать и играть главную роль в фильме. Но возникли конфликты в расписании и споры по поводу даты начала съемок. Наконец, Дисней передал фильм шестикратному номинанту на премию «Оскар» Питеру Вейру. Также на роль учителя рассматривались актеры Мел Гибсон, Алек Болдуин, Билл Мюррей и Микки Рурк.
5. Где снимали фильм
Изначально фильм собирались снимать в Риме, штате Джорджия, но режиссер хотел, чтобы было много снега, который подчеркнул бы атмосферу школ в Новой Англии. А поскольку создание искусственного снега обходится дорого, съемки переместили в Делавэр, где снег бесплатный.
Читать: 10 лучших психиатров в американском кино
Пещера, в которой проводились собрания Общества, была не настоящей, а частью декораций, сделанной из латекса. Однако она была создана на реальном месте Волчьей горы в Делавэре.
6. Что изменили в сценарии
Фильм соответствует оригинальному сценарию Шульмана, за исключением сцены смерти, в которой Китинг умирает от лейкемии в больнице. Вейр решил не включать ее в фильм, желая, чтобы акцент был сделан на учениках Китинга.
7. Актеры жили вместе
Чтобы установить правдоподобную экранную связь между молодыми героями, которую могла создать только школа-интернат, режиссер заставил своих актеров жить вместе за две недели до и во время съемок, погрузившись во все, что составляло эпоху 1950-х годов. Он даже заставлял их вместе писать стихи и разыгрывать театральные сценки. «К моменту начала съемок мы чувствовали, будто вместе ходили в школу», – сказал актер Дилан Куссман. Кроме этого, Вейр снимал фильм в хронологическом порядке, чтобы отношения персонажей развивались естественным образом.
8. Работа над образом
Когда Уильямс окунулся в съемочный процесс, образ его героя получался сухим и невнятным, поэтому режиссер предложил ему импровизировать. Таким образом талантливый актер, известный своими способностями к импровизации, изменил около 15 процентов диалогов Китинга.
9. Работа с Робином Уильямсом
В интервью Итан Хоук, сыгравший одного из юношей, рассказал о влиянии работы с Робином Уильямсом на его карьеру.
«Это была сцена, где я должен был прочитать стихотворение перед классом, и это был первый раз в моей жизни, когда я испытывал острые ощущения от игры и от потери себя… Это кайф, за которым я гонялся всю свою жизнь с того момента работы с Робином. Это способ потерять себя внутри истории, которая служит чему-то намного превосходящему вас. И я почувствовал это в «Обществе мертвых поэтов»».
10. Любимый фильм Робина Уильямса
В интервью Уильямс рассказал, что «Общество мертвых поэтов» был один из его любимых фильмов, в которых он когда-либо снимался.
«В этом фильме было что-то такое, что произвело на людей впечатление, помимо самого кино, – сказал он. «Я встретил парня, который сказал: «Мистер Уильямс, я раньше работал в крупной корпорации. После того, как посмотрел этот фильм я снял свой деловой костюм, сжег его, и теперь у меня есть художественная галерея». Я сказал: «Мне придется купить у тебя много произведений искусства!»».
11. Резкая реакция критика
Хотя «Общество мертвых поэтов» в целом было хорошо встречено, некоторые критики считали фильм эмоционально манипулятивным и интеллектуально поверхностным. Роджер Эберт сказал о фильме: «Конечно, блестящего учителя неизбежно уволят из школы, и когда его ученики встали на парты в знак протеста против его увольнения, меня затошнило, и я хотел вырвать».
12. Успех фильма
Фильм обернулся для киностудии неожиданным успехом. Он стал первым, выпущенным под лейблом Touchstone Pictures, который был номинирован на премию «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий», а также вошел в тройку лучших картин в 1989 году.
Читать: Мрачные комедии Робина Уильямса, не самые популярные