«Советский экран»: как это было?

Журнал «Советский экран» выходил на протяжении более полувека. Первый номер увидел свет еще в январе 1925 года. Потом были перерывы на восемь и шестнадцать лет, а последний номер поступил в продажу в 1998 году.

На протяжении всей своей истории журнал несколько лет менял свое название – «Экран кино-газеты», «Кино и жизнь», «Пролетарское кино», «Советский киноэкран» и с 1957 года он получил свое окончательное название «Советский экран», под которым мы его и помним.

Читать: «Макулатурная» кампания в СССР: как это было?

Журнал выходил два раза в месяц и имел двухмиллионные тиражи. Он мог быть и больше, просто, как известно, в СССР был дефицит бумаги. В любом случае это было самое крупное кино-издание в мире.

Стоил «Советский экран» копейки и был очень популярен, ведь это единственное издание, которое посвящало любителей кино в секреты производства и творческую жизнь актеров и режиссеров. Что-то вроде двери в волшебный мир кино. Журналы мгновенно исчезали из киосков и потом передавались друг другу.

Люди вырезали обложки из журнала, на которых были изображены популярные актеры и использовали их как плакаты. Попасть на такую обложку было невероятной удачей. Появиться там означало, что на следующий день за актером выстроится шлейф из поклонников.

Единственное, что не попадало на страницы «Советского экрана» – телефильмы. Существовал конфликт между представителями Госкомитета по телевидению и радиовещанию и руководителями Госкино. Одни считали, что фильмы должны сразу попадать на телевидение, а другие говорили, что они должны по крайней мере год демонстрироваться в кинотеатрах, чтобы окупиться.

Читать: Как отдыхали в СССР: санатории и всесоюзные здравницы

В основном для журнала снимали три фотографа – Николай Гнисюк, Валерий Плотников и Игорь Гневышев. Они были разными и работали в разных направлениях. Кстати, огромное количество снимков Владимира Высоцкого в разные периоды его жизни сегодня существует благодаря Плотникову.

Причем фотограф знал, что не сможет разместить эти работы ни в «Советском экране», ни предоставить кому-либо другому, поскольку у Высоцкого были непростые отношения с властью. Но Валерий Плотников сам решал кого будет снимать. И все-таки в 1988 году на обложке «Советского экрана» появилась фотография известного артиста.

Николай Гнисюк сделал для журнала около семи сотен обложек. В его архиве было множество снимков иностранных звезд. Работы Гнисюка были популярны во всем мире и в 1988 году фотографа пригласили на церемонию вручения премии «Оскар».

Иногда «Советский экран» позволял себе невероятные вольности. Например, в 1962 году после смерти известной американской актрисы Мэрилин Монро в журнале опубликовали ее некролог. В СССР о ней еще ничего не знали, поскольку «В джазе только девушки» у нас впервые показали лишь в 1966 году.

Читать: Кузница кадров: Детские железные дороги в СССР

А однажды на обложке журнала появились актрисы мюзикла «Мелодии Верийского квартала» – Ия Нинидзе и Майя Канкава. Ия была одета в джинсы и подтяжки в цветах американского флага. Потом собралась коллегия и на полном серьезе обсуждали идеологическую диверсию.

Помимо новостей отечественной киноиндустрии «Советский экран» освещал новости зарубежного кино. В этих статьях советские граждане могли увидеть модные наряды или узнать о популярных в мире артистах.

Ежегодно «Советский экран» проводил опросы среди своих читателей, по итогам которых назывались «Лучший фильм года», «Лучший актер года», «Лучшая актриса года», «Лучший фильм для детей» и «Лучший музыкальный фильм года». Сомневаться в объективности результатов никто даже не думал, ведь этот выбор делали обычные граждане, а не чиновники или критики. Кроме этого, никому в редакции и в голову не приходило подправлять результаты.

Читать: Мы напишем в Спортлото! Первая советская лотерея

Редакция регулярно получала сотни тысяч писем от читателей, поэтому существовал специальный отдел, который занимался исключительно чтением корреспонденции и рассылкой ответов.

Многие критики называют лучшим периодом журнала – 1960-е годы. Потому что с середины 1970-х годов вернулись запреты и ограничения. В эпоху «перестройки» изменился кинематограф, а с ним и «Советский экран», который закончил свое существование после развала страны.