«Доживем до понедельника»: почему Вячеслав Тихонов отказывался сниматься в фильме?

Один из наиболее известных советских фильмов о школе – «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого – вышел на экраны осенью 1968 года.

По сюжету Илья Семенович Мельников — учитель истории в обычной советской школе. Его очень уважают ученики и коллеги, однако по школе начинают циркулировать слухи о том, что новенькая учительница английского языка и его бывшая ученица влюблена в него. Тем временем в 9 «В» классе Мельникова тоже кипят любовные страсти. Измученный своими душевными страданиями, Илья Семенович подает заявление об увольнении с работы.

Читать: Долгая работа над доброй комедией «Большая перемена»

А тут еще ученики его класса пишут сочинение на тему, что для них счастье. Учительница литературы, Светлана Михайловна, в негодовании от того, что написала одна из учениц, для которой радость материнства и есть счастье. Одноклассники выражают ей поддержку и Мельников ввязывается в конфликт, после чего пересматривает свое решение уйти с работы.

Роль Ильи Семеновича исполнил известный актер Вячеслав Тихонов. Однако этого могло и не произойти. С самого начала сыграть интеллигентного и честного учителя истории Станислав Ростоцкий предложил именно ему, своему любимому актеру и другу. Однако против кандидатуры Тихонова выступил сценарист картины Георгий Полонский, потому что считал актера слишком молодым и симпатичным. Тогда режиссер пообещал, что Тихонову наложат возрастной грим и это убедило Полонского в разумности выбора.

Читать: 5 лучших фильмов режиссера Станислава Ростоцкого

Затем выяснилось, что уговаривать сниматься надо и самого Тихонова. Актер долго отказывался от предложения, поскольку считал, что очень плохо справился с ролью Андрея Болконского в предыдущей своей работе, киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Удивительно, но актер вообще думал уйти из кино, однако Ростоцкому удалось уговорить его сняться. И роль учителя Ильи Семеновича стала одной из лучших в карьере Вячеслава Васильевича.

А дальше были «Семнадцать мгновений весны», «Белый Бим Черное ухо», «ТАСС уполномочен заявить…» и другие шедевры советского кинематографа в которых блистал замечательный актер.