Долгая работа над доброй комедией «Большая перемена»

Четырехсерийный фильм «Большая перемена» вышел на экраны в 1973 году. Подумать только! Уже давно нет той страны, вечерних школ и рабочей молодежи, а все равно его хочется пересматривать.

В основу сюжета фильма легла книга Георгия Садовникова «Иду к людям». Это фактически автобиографическая книга, ведь автор, бывший учитель истории, описал реальные школьные будни учеников и учителей вечерней школы. История вовсе не была смешной, скорее немного грустной.

Однажды кто-то из руководителей «Мосфильма» захотел экранизировать эту книгу. Режиссером назначили Алексея Коренева. И почему-то он решил снимать именно комедию, несмотря на то, что Садовников был против. В итоге получился удивительно добрый и трогательный фильм.

Работа над сценарием заняла два года. Изначально планировалось снимать две серии, затем три, а в результате получился четырехсерийный фильм, сюжет которого уже сильно отличался от первоисточника.

Особенно отличались образы основных героев. Например, в книге вместо отца-одноклассника Нелли, была ее мать, которая училась в пятом классе. Петрыкин был полным и несимпатичным мужчиной, который легко согласился уступить первую смену Ляпишеву.

Некоторых персонажей придумали прямо во время съемок. Так, Тимохина и Люськи в изначальном тексте нет вообще. Также как не было и любовного треугольника Нестор Петрович-Полина-Федоскин. Но сейчас трудно представить фильм без внесенных изменений, которые однозначно улучшили его.


И вот начались кинопробы. У режиссера было только два актера, которых он без проб собирался пригласить в фильм – Анастасию Георгиевскую (учительницу географии) и Михаила Яншина (профессора Волосюка). Они сразу же приняли приглашение. Но это только капля в море, если учесть, что необходимо было найти еще почти двадцать учеников, десять учителей и немало актеров для эпизодических ролей.

Алексей Коренев отбирал актеров с особой скрупулезностью, поэтому актерский состав вышел таким органичным, что они казались настоящими учащимися и учителями вечерней школы. Особенно тяжело было найти актера на роль Нестора Петровича. Среди главных претендентов был Андрей Мягков.

И режиссер больше склонялся именно к его кандидатуре, при том, что Кононов не особенно стремился к этой роли. Но Мягков хотел, чтобы его жена Анастасия Вознесенская тоже снималась в этом фильме, чего Коренев совсем не собирался делать.

Таким образом, вариант Мягкова отпал. Пока Кононов раздумывал над тем, браться за главную роль или нет (он вообще скептически относился к фильму), пробы успели пройти также Константин Райкин и Евгений Карельских. Позже Кононов в своих воспоминаниях писал, что в фильме играли актеры такого таланта, что любой бред в их исполнении выглядел милым и искренним.

Первым названием фильма было «Приключения школьного учителя». Но когда в газете «Вечерняя Москва» опубликовали небольшую заметку о съемках фильма, возмущенные советские учителя стали жаловаться в Министерство просвещения. Им было обидно, что про их тяжелый труд собираются снимать несерьезную комедию. На ситуацию быстро отреагировали и режиссера вызвали в Министерство.

Алексей Коренев убедил министра Михаила Прокофьева в том, что у него не было цели насмехаться над учителями, наоборот, он хотел призвать к уважительному отношению к профессии учителя. Прокофьев все понял, но название попросил изменить.

Тогда Алексей Александрович объявил в своей съемочной группе конкурс на новое название фильма. Победителю была обещана бутылка коньяка. Ее получил оператор Анатолий Мукасей за название «Большая перемена».

Съемки проходили в павильонах «Мосфильма» – здесь воссоздали класс и квартиры главных героев, на Шинном заводе и в московской школе. В конце апреля 1973 года состоялась премьера фильма, которая прошла с ошеломительным успехом.