Елена Майорова: режиссер своей жизни

Когда умирает пожилой человек, который успел что-то сделать, оставил свой след поколениям, понимаешь, что жизнь не вечна и у всего есть свой конец. А когда погибает молодой талантливый человек, да еще так дико и нелепо, становится невозможным это понять.

Елена Майорова родилась 30 мая 1958 года в Южно-Сахалинске в рабочей семье. Отец работал на автобазе, а мать – на рыбзаводе. С детства она очень выделялась среди сверстников – высокая, целеустремленная. После окончания школы с серебряной медалью Елена собрала чемодан и отправилась в Москву исполнять свою мечту. Однако ни один столичный театральный ВУЗ не принял девушку.

Елена Майорова с родителями

Она понимала, что ей нельзя возвращаться домой, поскольку второго шанса приехать в Москву у нее не будет. Надо было как-то продержаться один год. Оказалось, что строительное ПТУ предоставляло своим иногородним студентам место в общежитии. Майорова поступила на штукатура и моляра, а в свободное время готовилась к повторным экзаменам в театральные институты.

Читать: Как роль оказалась смертельной для Инны Бурдученко?

Через год Елена снова пришла поступать во МХАТ и Щукинское училище, но ей даже не дали закончить отрывок. После этого ей впервые пришла мысль о самоубийстве. Расстроенная девушка направилась в ГИТИС и здесь все у нее получилось. Она попала на дебютный курс Олега Табакова. Позже актриса признавалась, что Олег Павлович этим решением спас ей жизнь.

«Дарование было столь внятно и столь хорошо, что у меня не было сомнений. Даже с поправкой на изъяны голоса, размеры стопы и всего прочего… Она из любимых детей», – говорил потом Табаков.

После окончания ВУЗа Майоровой дали распределение на Сахалин. Избежать такой судьбы девушка могла, только если бы вышла замуж. Она воспользовалась этой возможностью и стала женой своего однокурсника Владимира Чаплыгина, который был безумно влюблен в девушку. Однако свекровь сразу невзлюбила невестку, и семейная жизнь молодоженов не сложилась.

В это время Олег Ефремов пригласил Майорову во МХАТ, и актриса переехала из просторной квартиры мужа в крохотную комнатенку театрального общежития. Бытовые трудности актрису не смущали, у нее была цель – стать ведущей актрисой знаменитого театра. Постепенно Елена начала играть все больше главных ролей. Она блистала в спектаклях «Тартюф», «Дни Турбиных», «Чайка», «Дядя Ваня». Ходили слухи, что Ефремов был влюблен в молодую актрису и даже предлагал выйти за него замуж, но она отказалась. Потом были долгие гастроли, а роль богини Афины в постановке Петера Штайна «Орестея» принесла Майоровой международное признание. Ей прочили фантастическую карьеру.

Читать: Валентина Воилкова: почему исчезла актриса на пике своей карьеры

В кино в это время актриса снялась в картинах «Затерянный в Сибири» Александра Митты и «Макаров» Владимира Хотиненко. А за роль официантки вагона-ресторана Ольги Корнеевой в фильме «Скорый поезд» Майорова получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Созвездие-1989».

Елена также снялась в таких фильмах, как «Вам и не снилось», «Одиноким предоставляется общежитие», «Парад планет», «Один и без оружия», «Забытая мелодия для флейты», «Возвращение броненосца», «Плащ Казановы», «На ножах» и многих других. Однако работа причиняла актрисе страдания, расшатывая и без того ее хрупкую душевную организацию.

Елена Майорова с супругом Сергеем Шерстюком

И вот на пике своей карьеры актриса познакомилась с художником Сергеем Шерстюком. Это была любовь с первого взгляда. Вскоре они поженились. А потом Сергею предложили открыть свою мастерскую в США, и он согласился. В это время Елена стала разрываться между Москвой и Нью-Йорком. Через какое-то время она поняла, что дальше так жить не получится и ей придется выбирать между театром и супругом. Она предпочла театр, а Сергей отказался от работы за океаном и вернулся в Россию к любимой.

Читать: Нелегкая судьба Анны Самохиной: 3 брака, дочь и ранний уход из жизни

Роль в картине «Странное время» стало для Елены Майоровой роковой. «Лена просила снять ее с роли, потому что считала, что нарушила профессиональный кодекс, влюбившись в партнера по фильму», – вспоминала режиссер картины «Странное время» Наталья Пенькова. Этим партнером оказался Олег Васильков. Начинающий актер был моложе замужней Елены на 12 лет. Они не скрывали своих отношений, вместе проводили вечера после съемок. Актриса полностью отдавала себя этим чувствам, но чувствовала себя предательницей.

Кадр из фильма «Странное время»

А Сергей любил супругу и молча терпел, надеясь на то, что она одумается. Он очень боялся ее потерять. После окончания съемок Елена не знала, как поступить, уйти к молодому любовнику или остаться с мужем. Она не могла адекватно оценить ситуацию и справиться с собой. Для Олега все было легко и просто. Он только начинал свою карьеру и в его чувствах к актрисе не было того драматизма. Роль Аллы была последней, которую Майорова успела озвучить.

Елена все чаще стала прибегать к алкоголю и в эти моменты ее посещали мысли о самоубийстве. Сергей старался не оставлять супругу одну. Но 23 августа 1997 года он задержался у больной матери, а Елена попала в институт Склифосовского с 85 процентами ожога тела. Когда медсестра сказала, что пациентка очень похожа на артистку, Майорова на мгновение открыла глаза и сказала, что она и есть артистка.

Читать: Расплата за успех: почему у Натальи Гундаревой не было детей

До сих пор доподлинно не известно при каких обстоятельствах воспламенилось платье на актрисе. Существуют разные теории, многие ее коллеги считают, что она в тот момент была не одна. Все свои попытки покончить с собой Елена предпринимала при свидетелях. В этом было что-то актерское. Казалось, что ей нужно было, чтобы кто-то удерживал ее от пропасти. В окружении актрисы предполагают, что так было и в тот роковой день.

Но официально случившееся признано несчастным случаем. Сергей Шерстюк в случившемся винил только себя. А через девять месяцев он ушел вслед за любимой супругой в следствии мгновенно развившегося рака.

«Для меня это было как гром среди ясного неба. Она замечательно работала во МХАТе, в кино у нее была прекрасная судьба. О Майоровой в будущем могли бы говорить: «Это была гениальная актриса». У нее было огромное будущее», – делился Андрей Смоляков.

Было еще одно обстоятельство, которое привело к психической травме актрисы – она не могла иметь детей. Возможно, и это сыграло свою роковую роль в ее смерти. Майорова любила детей и с удовольствием с ними возилась, когда предоставлялась такая возможность. Супруг Сергей пытался как-то сгладить это обстоятельство, они даже собирались взять ребенка из детского дома.

Читать: Кто украл у актрисы Людмилы Марченко карьеру, красоту и жизнь?

Олег Табаков говорил, что Елена как будто не жила, а играла. Режиссировала вечный праздник, и последний день в своей жизни, скорее всего, она также срежиссировала.