Фильм «Папа»: как нашли мальчика на роль Давида и кто играл на скрипке за Е. Бероева?

Пьесу «Матросская тишина» драматург и исполнитель собственных песен Александр Галич написал в 1945 году. Ее сразу же захотели поставить несколько театров, однако каждый раз перед ними вырастала стена. Позже Олег Ефремов и Михаил Козаков вернулись к пьесе и решили поставить спектакль «Матросская тишина» на сцене «Студии молодых актеров».

Главные роли должны были играть Евгений Евстигнеев и Игорь Кваша, однако запланированная на начало 1958 года премьера так и не состоялась. После генеральной репетиции постановку и пьесу запретили. Худсовет, состоящий из представителей городских властей, посчитал, что Галич ложно представляет роль евреев в ВОВ (преувеличил их роль) и только что созданному столичному театру ни к чему показывать, как они воевали.

Читать: Почему Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер» только с третьей попытки?

Впервые пьеса была поставлена Олегом Табаковым на сцене своей «Табакерки» лишь тридцать лет спустя, в 1988 году, уже после смерти Александра Галича. А в 2004 году по мотивам «Матросской тишины» Владимир Машков снял фильм «Папа».

Он рассказывает историю отца-еврея Абрама Шварца, который мечтает увидеть своего сына величайшим скрипачом своего времени. Для достижения этой цели он обучает своего Додика (Давида) игре на скрипке с раннего возраста. Когда Додик вырастает, он уезжает из маленького украинского городка Тульчина, в котором жил с отцом, чтобы учиться в Московской консерватории, оставив свое прошлое позади. Но однажды он становится перед выбором: либо потерять отца, либо все, чего он добился.

Понятно, что мальчик, который мог исполнить эту роль, должен был уметь играть на скрипке. Найти подходящую кандидатуру Машкову помог известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. По его подсказке режиссер отправился в одну из столичных музыкальных школ, где должен был выступать 12-летний Андрей Розендент. Парень внешне был очень похож на Егора Бероева, который планировался на роль взрослого Давида. Кроме того, он точно попал в задуманный персонаж.

Но ему предстояло серьезно подготовится к съемкам. Владимир Машков попросил его похудеть, немного загореть и подправить зубы. Поэтому Андрей несколько месяцев ходил в брекетах и сидел на диете вместе с Бероевым, которому тоже надо было сбросить вес.

В «Папе» Андрей играл на скрипке сам, а вот за Егора Бероева произведения исполнял сам маэстро Владимир Спиваков. Но чтобы это не слишком бросалось в глаза, актер пару месяцев учился элементарно держать инструмент и правильно водить смычком по струнам. Кстати, скрипка, на которой он играл в кадре принадлежала актрисе Ксении Лавровой-Глинке, исполнившей роль поэтессы Людмилы.

Добавим, что Абрама Шварца в фильме сыграл сам Владимир Машков, который играл эту роль на сцене огромное количество раз.

Читать: Как проходила работа над фильмом «Подольские курсанты»?