Почему Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер» только с третьей попытки?

Идея снимать фильм у Андрея Тарковского возникла после того, как он в 1974 году прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Она произвела большое впечатление на режиссера, поэтому он тут же предложил авторам написать по повести сценарий.

Братья Стругацкие сохранили основную сюжетную линию, но персонажи, некоторые детали и концовка были изменены. Такая версия сценария Тарковскому не понравилась, потому что история вышла слишком насыщенной и «цветастой», и он попросил добавить «серьезности». Сценаристы терпеливо и с пониманием вносили многочисленные исправления.

Актеры уже были утверждены, а местом для съемок выбрали пейзажи Таджикистана. Однако пока Тарковский получил разрешение для начала работы, в Таджикистане произошло землетрясение и пришлось срочно искать новую локацию. В конечном итоге съемки перенесли на реку Ягала, недалеко от Таллина. Заброшенная электростанция и плотина, обнаруженные там, как нельзя лучше вписывались в дух фильма.

Во время работы между Тарковским и оператором Георгием Рербергом произошел скандал. Но отношения у них стали портиться еще до начала съемок, когда в главной женской роли Тарковский решил снимать свою жену. Рерберг не считал ее талантливой и в свою очередь пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая превосходно вжилась в образ.

Далее конфликт только набирал обороты. Тарковский был не доволен качеством съемки, а Рерберг парировал, что без хорошего сценария ничего не получится. Оператора совершенно не устраивало, что у режиссера не было четкого представления о фильме и он постоянно вносил изменения в сценарий.

Читать: Почему Андрей Тарковский решился на съемки фильма «Иваново детство»?

Окончательный разрыв между коллегами произошел после того, как обнаружилось, что часть отснятого материала была испорчена. Звучали различные версии произошедшего, но факт остается фактом: Тарковский обвинил во всем Рерберга, остановил съемки и выгнал его с картины.

Первая попытка снять «Сталкера» не удалась, однако удивительно, что режиссеру удалось убедить Госкино увеличить бюджет. Сценарий снова переделали и пригласили нового оператора, который спустя две недели тоже ушел, поскольку и ему не нравился импровизационный стиль работы Тарковского. Режиссер выкинул этот отснятый материал и в очередной раз отправил сценарий на переделку братьям Стругацким.

Писатели уже впали в уныние, однако снова внесли правки. На этот раз за камеру пригласили оператора Александра Княжинского, который сделал то, чего так ждал Тарковский. Только вот некоторые очевидцы говорили, что все дело было в том, что он был безразличен к этой работе.

Работа над фильмом продолжалась больше года. Актеры изматывались играть одни и те же сцены по множество дублей. Придирчивость режиссера утомляла всю группу. Александр Кайдановский, исполнивший главную роль Сталкера, уверял, что больше никогда не будет работать у Тарковского. А Николай Гринько, который не первый раз снимался у этого режиссера, не мог припомнить, чтобы процесс съемок шел так тяжело.

Читать: «Солярис»: как создавали антураж к фильму?

В прокат фильм «Сталкер» вышел 19 мая 1980 года, но большого успеха у советских зрителей он не имел, в отличие от западной аудитории. Картина Андрея Тарковского удостоилась специального приза на Каннском кинофестивале, и только после этого о ней упомянули в советской прессе, а режиссер получил звание Народного артиста СССР.