Имя Бориса Дурова в начале 1980-х годов гремело на всю страну. Его картина «Пираты XX века», в которой снялся Николай Еременко, стала самой кассовой в истории советского кинематографа.
Поэтому на волне такого успеха режиссер даже подумывал пригласить в свою новую ленту «Не могу сказать “прощай”» уже полюбившихся зрителям актеров. По его словам, у него был выбор: либо снять мегазвезду Николая Еременко по горячим следам, гарантировав тем самым популярность будущей картины, либо рискнуть и собрать новый актерский состав. В результате Дуров решил рискнуть и не прогадал.
Читать: Как снималась эталонная погоня для фильма «Петровка, 38»?
Кастинг на главную роль Сергея Ватагина проводился среди студентов всех театральных ВУЗов Москвы. Каждый день к режиссеру приходили по двадцать кандидатов и среди них оказался Сергей Варчук.
«Дежурный вопрос: «Как вам сценарий?». Я говорю: «Ну, что-то понравилось, что-то – нет». Студент, наглость невероятная! Он сквозь очки глаза приподнял и говорит: «А что понравилось, что не понравилось?», – пересказывал Варчук свой разговор с режиссером.
Глядя на дерзкого паренька, Борис Дуров понял, что искал именно его. Когда Сергей был утвержден, за него взялись основательно. Как вспоминала художник по гриму Таисия Кунич, у Варчука была плохая кожа лица, поскольку «он был студент и плохо питался». Она стала готовить ему окрошку на свекольном отваре, утверждая, что свекла «все гонит из организма». Так постепенно лицо начинающего актера начало очищаться.
Читать: Где и как создавался сценарий к фильму «За витриной универмага»?
А в это время Сергей Варчук активно готовился к своей роли. Режиссер его сразу предупредил, что ему придется месяц провести в Институте спинномозговой травматологии. Среди пациентов некоторые отказывались общаться с Варчуком. Иногда начинающий актер просто наблюдал, как они двигаются, тренируются, занимаются. Общение с людьми в инвалидных креслах очень помогло Сергею убедительно сыграть своего героя.
«Я просил, и Борис Валентинович настаивал, чтобы мне потуже затягивали корсет, чтобы мои действия максимально сковать, чтобы я чувствовал физическую боль. Если какое-то физическое движение – чтобы это все было правдиво», – делился Варчук.
После премьеры «Не могу сказать “прощай”» Сергею Варчуку начали приходить письма со всей страны. Люди благодарили его за то, что он помог им поверить в себя и встать с больничной койки. Даже врачи, консультирующие на съемочной площадке, утверждали, что Сергей очень точно показал немощь и бессилие. Не это ли высочайшая оценка за свою работу?
За плечами актера уже около семидесяти работ в кино, но в его актерской судьбе самой звездной и знаковой пока остается дебютная картина «Не могу сказать “прощай”». После ее выхода Варчука стали много приглашать на съемки. «И благодаря кино только я в это время и выживал. Поэтому я тогда соглашался на все подряд», – говорил Варчук.
Читать: «Белорусский вокзал»: какую сцену вычеркнули из сценария?
Фильм Бориса Дурова стал одним из лидеров отечественного кинопроката. Его посмотрели 35 миллионов зрителей.