Как снималась эталонная погоня для фильма «Петровка, 38»?

Когда режиссер Борис Григорьев решил перенести одноименную повесть Юлиана Семенова на экран, его все отговаривали, поскольку считали, что невозможно в советском кино показать описанные автором погони и трюки. И все же Григорьеву это удалось.

Погоня в картине считается самой зрелищной во всем советском кинематографе. Оказывается, съемочной группе даже не разрешили перекрывать улицы, чтобы снять ее.

Читать: «Бандитский Петербург»: от заметки в газете до популярного сериала

1979 год. Центр Москвы. Пушкинская площадь. Из ворот издательства газеты «Известие» на скорости вылетает «Волга», сметая все на своем пути и несется вдоль Бульварного кольца. Прохожие ошарашены. Никто и не догадывался, что это идут съемки нового советского детектива «Петровка, 38». Когда режиссера спрашивали: «Как же так? Ведь могло что-то произойти», он отвечал: «Ну, да. Ну, могло. А как, если у нас не было другой возможности?».

На экране зрители увидели самые опасные и доселе не виданные трюки. «Чтобы был эффектный полет мы с каскадерами поставили маленький трамплинчик. Покрасили его в серую краску – в цвет асфальта – и он был незаметен. Потом мы мерили: 42 метра летела «Волга». Замечательно!», – рассказывал оператор фильма Игорь Клебанов.

По пути «Волга» сбивала мотоциклы, носилась на скорости по столичным улочкам и таранила строительные леса. Все как в современном блокбастере, не правда ли? Но это на оживленных улицах!

На съемках погони чуть не попал под колеса машины сам оператор картины. По его словам, на репетиции было не так страшно. «А тут уже я вижу внутренности машины и прочее. А я лежал с камерой на ступеньках. Потом мне рассказали каскадеры, что они руками останавливали машину, поскольку отказали тормоза», – делился Игорь Клебанов. Эта погоня среди прочего обеспечила фильму аншлаги по всей стране. «Петровку, 38» посмотрели более 50 миллионов зрителей.

Читать: Кто на самом деле управлял грузовиками в сериале «Дальнобойщики»?

А вообще опасных трюков на съемочной площадке хватало, и актерам приходилось серьезно рисковать своей жизнью. Например, в трюковой сцене, где Валентин Росляков в исполнении Евгения Герасимова, рукой отбивает горлышко бутылки с французским коньяком, актер серьезно порезал себе руку в первом же дубле. Шрам от неудачной попытки остался у него на всю жизнь. А поскольку из-за дороговизны для съемок были предусмотрены всего две бутылки ароматного напитка, оставался единственный шанс на удачный дубль. И тогда горлышко бутылки решили немного подпилить, а мы видим, как Герасимов легко и изящно открывает бутылку.

Сцену задержания Читы (Александр Никифоров) снимали в час пик на Пушкинской площади. И «Петровка, 38» был один из немногих отечественных фильмов, где использовалась скрытая камера. «Мы же снимали, не перекрывая движения пешеходов и машин. Вы знаете, организовать Пушкинскую площадь, а мы очень много там снимали, — это невозможно», – говорил оператор Клебанов.

Было еще немало сложных съемочных моментов, но все участники тех съемок получили премии и благодарности от милицейского начальства. А режиссер Борис Григорьев дважды получал награду МВД.

Читать: Был ли прототип у Федора Анискина из «Деревенского детектива»?