Ляля Чёрная: первая смуглянка Советского Союза

В самом конце 1909 года в Нальчике у цыганской певицы Маши Поляковой и русского барина Сергея Киселева родилась очаровательная девочка, которую назвали Надеждой. У малышки была очень смуглая кожа и большие черные глаза. Однажды кто-то из друзей семьи, увидев ее, назвал лялькой. С того момента девочка обрела новое имя Ляля, а Чёрная – потому что смуглая.

Когда в семье родились еще двое детей, они все перебрались в Москву. После смерти отца, Ляля дни напролет проводила в цыганском хоре вместе с мамой. Она была на всех репетициях и концертах коллектива.

А с тринадцати лет девочка тоже стала участницей этого хора, правда она не пела, но сидела в центре для красоты. Однако стоило зазвучать «Венгерке», как она бросалась в пляс. Ляля двигалась очень музыкально и пластично и моментально завораживала зрителей своим танцем.

Сцена из спектакля

В 1930 году открылась цыганская студия, из которой в следующем году образовался первый в мире  цыганский театр «Ромэн». 22-летняя Ляля Черная на тот момент была уже достаточно известной танцовщицей. Она участвовала в конкурсе, и ее приняли в труппу. В первом же спектакле театра «Жизнь на колесах» Ляля прекрасно исполнила главную роль Грины.

Постепенно театр приобретал популярность, а зрители с нетерпением ждали новых спектаклей, чтобы увидеть свою любимицу, которая присутствовала практически в каждой постановке.

В 1936 году на экраны кинотеатров вышла картина «Последний табор», в котором Ляля снялась вместе с Михаилом Яншиным, своим мужем и по совместительству руководителем театра «Ромэн». Таким образом, о ней узнала вся страна, а таборные цыгане объявили ее «королевой». К Ляле Чёрной стали приходить мешки с письмами, она стала настоящей звездой.

Михаил Яншин и Ляля Черная

В этом фильме наша героиня  впервые выступила и в качестве певицы. Ее песня «Бродяга» стала поистине народной. Теперь на концерты, в которых участвовала Ляля, было невероятно сложно достать билеты.

Началась война и «Ромэн» оказался в эмиграции в Нальчике, куда с гастролями приехал МХАТ. Два коллектива вместе встречали 1942 год. Во время новогодней вечеринки актер Николай Хмелев унес Лялю в свой номер. Уже год, как он мечтал о смуглой красавице и не осмеливался подойти, а здесь они разом сошли с ума.

Таким образом, Ляля предпочла замкнутого, со сложным характером Хмелева веселому и жизнерадостному Яншину. Михаил очень страдал, болел и даже уволился из театра, но при этом он остался в хороших отношениях с бывшей женой.

В пожилом возрасте он усмехался: «жены от меня уходили, но к каким мужчинам! К Маяковскому! К Хмелеву!».

Ляля Черная и Николай Хмелев

Через год после свадьбы у Ляли и Николая родился сын Алексей, а Михаил Яншин стал его крестным отцом.

Хмелев был большим интеллектуалом. Их с Лялей квартира была обставлена антиквариатом, наполнена книгами, картинами и пластинками. А Ляля читала наизусть сочинения Пушкина, в роскошных вечерних нарядах ходила на приемы к первому лицу государства и уверенно чувствовала себя в любом обществе. Артистка не переставала учиться, она любила стихи и хорошо понимала музыку.

Когда после окончания войны театр вернулся в Москву, у Ляли и Николая начались интенсивные репетиции в театрах. Хмелев работал над ролью Ивана Грозного в постановке «Трудовые годы» по пьесе А.Толстого. Роль давалась ему с трудом, он сильно переживал и однажды признался: «Ничего. Или я его, или он меня».

В день генеральной репетиции Хмелев почувствовал себя плохо и упал на сцене. Ляле тут же сообщили о случившемся, она примчалась во МХАТ, но ее крики и плач любимому не помогли. Актер скончался.

Наша героиня осталась одна с маленьким сыном на руках. Михаил Яншин как мог поддерживал бывшую супругу, и морально и в работе. В какой-то момент они даже хотели попробовать восстановить свои отношения, но не получилось, потому что любовь прошла, а они сами сильно изменились.

Послевоенные годы были для Ляли самыми плодотворными. Она много играла и выступала с концертами. Это был пик ее славы. В Лялю влюблялись, ее боготворили. Но годы шли, и она, конечно, не молодела.

К концу 1950-х годов Ляля все меньше стала выходить на сцену, а еще через десять лет у нее практически не осталось ролей. Однако артистка продолжала давать концерты и поклонники ее по-прежнему любили.

В 1972 году Ляля окончательно ушла из театра, а количество концертов неизменно сокращалось. В середине 1970-х годов артистка снялась в двух фильмах – «Вкус халвы» и «Табор уходит в небо», где исполнила роль старой цыганки.

Кадр из фильма «Табор уходит в небо»

Последний концерт Ляли Черной состоялся в Театре Эстрады в 1981 году, за год до ее кончины.

Мужчины безумно влюблялись в смуглянку, бросали к ее ногам свои жизни. А наша героиня официально больше не вступала в брак, она шла за своей звездой. Однако у Ляли были романы, к примеру, она пять лет прожила с актером Евгением Весником.

Жизнь Ляли Чёрной была сложной, но полной событиями. Она познала безграничную любовь и полное забвение. Артистка была очень добра, готовая последним поделиться с незнакомыми людьми.

Однажды во время войны, увидев на морозе женщину с младенцем на руках, она сняла с себя пальто и надела на нее. Был случай, когда Ляля прямо на улице отдала девочке обувь, а сама пошла босиком. Кроме этого артистка обожала одаренных людей и старалась им во всем помочь.

Те, кто был хорошо знаком с «цыганской королевой», говорили, что она не обращала внимания на свою славу, и всегда оставалась собой.

Ляля Чёрная обладала невероятным талантом притягивать к себе людей, и при  этом она была очень честной и открытой. Артистка умерла 2 сентября 1982 года в возрасте 73 лет.

Сын Алексей также стал актером, он работал в театре МХАТ, как и его отец, и также как он, скончался от остановки сердца. Ему было 59 лет.