Фильм «Мы, нижеподписавшиеся» часто называют одним из самых недооцененных в советском кино. Режиссер Татьяна Лиознова, прекрасно понимая глубину своего произведения, отмечала, что не все зрители сразу способны проникнуться его смыслом.
Двухсерийный фильм «Мы, нижеподписавшиеся» 1981 года основан на одноименной пьесе Александра Гельмана. Его создание стало результатом упорства Татьяны Лиозновой, сумевшей преодолеть все бюрократические препятствия. Гельман предупреждал ее, что экранизировать его произведение ранее уже пытался Элем Климов, однако ему не дали разрешение. А режиссеру культового сериала «Семнадцать мгновений весны» все же удалось получить добро.
Подбирая актеров для своего нового фильма, Татьяна Лиознова сделала ставку на проверенных исполнителей. Юрий Яковлев, Клара Лучко, Ирина Муравьева и Леонид Куравлев уже работали с режиссером ранее. Олег Янковский, снявшийся годами ранее в «Премии» по пьесе Гельмана, был утвержден на роль также без проб благодаря высокому мнению драматурга о его таланте.
Читать: Как создавался музыкальный фон для «Семнадцати мгновений весны»?
Съемки фильма оказались невероятно быстрыми. Они заняли всего две недели благодаря удачному стечению обстоятельств: ограниченному количеству локаций (в основном, вагон поезда, расположенный в павильоне) и профессионализму актерской группы.
Съемочный процесс проходил в дружеской атмосфере, полной шуток и розыгрышей. Актеры, ожидающие своих съемок, часто проводили время в купе, где у них был доступ к съедобному реквизиту. И бывало, что ради веселья кто-то из них неожиданно разбивал вареное яйцо о чью-то голову. Однажды Леонид Куравлев решил покуражиться, разбив яйцо о голову Олега Янковского, но яйцо-то оказалось сырым. Этот инцидент вызвал бурю смеха и на время прервал съемочный процесс. Даже строгая Татьяна Лиознова не удержалась от смеха. Никто не подозревал, что реквизиторы отваривали не все яйца, и Янковскому просто сильно не повезло. В результате актеру пришлось отправиться в гримерную, чтобы привести себя в порядок.
Читать: Как снимали любимый фильм Татьяны Лиозновой «Карнавал»?