В 1930-х годах на советском экране блистали актеры, которые пели в кадре. Например, Любовь Орлова или актеры в фильме «Свинарка и пастух». А с 1960-х годов актеры уже очень редко сами исполняли песни, даже если у них был слух и голос. Считалось, что так возни меньше, профессионального певца слушать приятнее и т.д. И согласно неписанному правилу, петь самим позволялось определенному кругу актеров, как например, Николаю Караченцову или Андрею Миронову.
Однако было очень много талантливых, но непоющих актеров. И, конечно, чтобы дать возможность такому актеру спеть в кадре нужна была определенная смелость и авторитет. Это всегда был риск для режиссера, но, если он не отступал, результат чаще всего был невероятный.
Рина Зеленая
Рина Зеленая начинала свой творческий путь на сцене как певица, поэтому она рассчитывала, что и в кино ей будут доставаться большие роли, где она сможет проявить свой музыкальный талант. Однако кроме эпизодов ей ничего не доставалось. Наконец она получила роль ресторанной певицы в фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и подумала, что вот тут-то она запоет. Режиссер был категорически против того, чтобы Зеленая сама исполняла песню.
Однако, когда композитор Анатолий Лепин услышал, как актриса поет незатейливый романс времен своей юности, он настоял на том, чтобы она пела сама. В итоге этот эпизод был снят с первого дубля и стал одним из запоминающихся в фильме. Правда зрители не верили, что Рина Зеленая сама исполняла романс, они заваливали киностудию письмами с просьбой уточнить имя певицы.
Читать: Творческая судьба актрисы Рины Зеленой
После такого успеха актриса ожидала, что на нее посыплются предложения с большими ролями, но так и не дождалась. Кроме этого, ее определили в группу непоющих актеров. И вот, в 1975 году Леонид Нечаев пригласил Рину Зеленую на роль Черепахи Тортиллы в свой фильм-сказку «Приключения Буратино», где она сама должна была исполнить романс. Это был подарок судьбы! Правда, прочитав слова, где Черепахе оказывается уже 300 лет, актриса возмутилась, что она не будет петь этих слов, поскольку зрители подумают, что она древняя старуха. Кстати, Рина Зеленая не отступила и этот куплет остался за кадром:
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят.
Как мне счастье улыбалось
300 лет тому назад.
И даже в урезанном виде после выхода фильма романс Черепахи Тортиллы стал настоящим хитом! Добавим, что все остальные замечательные песни, звучащие в «Приключениях Буратино», также были исполнены самими актерами. Это Владимир Этуш, Владимир Басов, Ролан Быков, Елена Санаева, то есть актеры, официально отнесенные в группу не поющих.
Евгений Евстигнеев
После ошеломляющего успеха Леонид Нечаев решил снять еще одну музыкальную сказку «Про Красную Шапочку», где мы впервые услышали поющего Евгения Евстигнеева. Известно, что актер увлекался джазом, в узких компаниях играл и пел под гитару. Он обладал абсолютным слухом, но в кино эта сторона его таланта до того времени не была раскрыта. А после фильма «Про Красную Шапочку» Евстигнеев как будто освободился от внутренних барьеров и теперь ему хотелось петь и танцевать на экране.
Поэтому, когда актер узнал, что Карен Шахназаров начал работу над новым фильмом «Зимний вечер в Гаграх», он сам пришел к режиссеру с предложением своей кандидатуры на главную роль мастера чечетки Алексея Беглова. Как говорил его герой: «В чечетке главное – кураж!», именно так Евстигнеев исполнил свою одну из лучших ролей.
Евгений Леонов
На съемочной площадке картины «Тридцать три» царила нервная атмосфера – режиссер Георгий Данелия пытался уговорить актера, исполнявшего главную роль, Евгения Леонова, спеть песню:
«На речке, на речке, на том бережочке
Мыла Марусенька белые ножки»
Но Леонов готов был на многое, лишь бы не петь! Он был совершенно непоющим человеком. Между актером и режиссером начался спор. Мол, «рожденный ползать летать не может». У Евгения Павловича не было ни слуха, ни голоса. Но Данелия не сдавался: «А ты попробуй! Ты же пел в другом фильме». Это было в картине Игоря Масленникова «Гонщики», где актер исполнил четыре коротенькие строчки. Но и для этого потребовалось чуть ли ни два дня проб и репетиций. Из огромного количества дублей отбирали более удачные, а потом их склеили воедино.
В конечном итоге Леонов уступил во второй раз и запел. Эта песня имела неимоверный успех, а Георгий Данелия потом сказал, что, если ее запоют алкоголики, значит ее приняли. Все так и получилось. Надо сказать, что песня о Марусеньке стала визитной карточкой актера и режиссера. Она звучала почти во всех фильмах Данелии. Только после смерти Евгения Леонова она умолкла навсегда. Режиссер никому не позволил ее исполнять.
Через какое-то время исполнение песен актерами не было уже чем-то необычным, особенно если учесть, что появились способы подчищать вокальные недостатки. Но тем ценнее становятся песни, которые спели «непоющие» мастера экрана.
Читать: 8 фильмов Евгения Леонова, согласно их рейтингу