Откровенные сцены в советских фильмах : как это было?

Что бы ни говорили, все-таки секс в Советском Союзе был, а эротические кадры можно было разглядеть не только в заграничных журналах, но и на советском киноэкране. Мы сегодня поговорим о таких сценах и о том, как актеры относились к съемкам в них.

 1. «Бриллиантовая рука», 1968 год

Одной из первых откровенных сцен в отечественном кино стал эпизод, в котором героиня Светланы Светличной обольщает Семена Горбункова в исполнении Юрия Никулина. Когда актриса приехала на пробы, ей предложили пройтись перед камерой в купальнике, после чего утвердили на роль. Единственное, что пожелал подправить режиссер – сделать размер бюста Светличной более внушительным. Тогда актрисе подложили в лиф накладки из пенопласта.

По словам Светличной, она очень боялась этих съемок и ей казалось, что сбежится вся киностудия, чтобы посмотреть на ее голую спину — ведь это была почти порнография. Поскольку актриса стеснялась посторонних людей на площадке, во время съемок известной сцены Гайдай удалил всех, остались только он, его ассистент и актеры. Хотя на репетиции режиссер отсутствовал, Светличная и Никулин сами придумали этот эпизод.

Читать: Голливудские актрисы, чаще других снимающиеся обнаженными

Героиня Светличной, Анна Сергеевна, была порочной красавицей легкого поведения, поэтому ее обнажение логично укладывалось в историю фильма. Скорее всего из-за этого советская цензура сохранила «сомнительный» эпизод.  Чтобы вновь и вновь посмотреть на Светличную, многие зрители ходили на фильм по несколько раз.

2. «А зори здесь тихие», 1972 год

Режиссер Станислав Ростоцкий решил снять фильм о подвиге женщин во времена войны по одноименной повести Бориса Васильева, поскольку помнил, как молоденькая медсестра спасла ему жизнь, вытащив с поля боя. Когда режиссер впервые представил картину руководству киностудии, после долгого обсуждения ему велели вырезать две сцены – где обнаженные девушки загорают у озера и моются в бане.

От эпизода у озера Ростоцкий отказался, а вот по второму не согласился. Он пытался донести, что откровенная сцена просто необходима, она создавала нужный накал эмоций. Снять эти эпизоды режиссеру было непросто – актрисы категорически отказывались играть обнаженными. Но в результате Ростоцкому удалось их убедить. Он говорил, что должен был показать, куда попадают фашистские пули – в женские тела, которые должны рожать.

Технически это выглядело так: на площадке разместили матовую пленку с отверстиями для объективов камер. Снимали «это безобразие» режиссер и два оператора. За осветительными приборами разместились женщины. В итоге, киностудия согласилась оставить эту сцену, но в сокращенном виде. Из более, чем двух минут оставили меньше одной. Однако режиссер был и этому рад.

3. «Осень», 1974 год

Откровенная сцена в этой картине была абсолютно скромной, но слегка приоткрытая грудь актрисы Натальи Рудной, супруги режиссера, все равно вызвала настоящий скандал.

Киноначальство сочло, что некоторые сцены были сняты слишком откровенно, поэтому картина была запрещена к показу в Москве и Московской области, а режиссер Андрей Смирнов на много лет был отлучен от работы. Правда, через два года было принято решение все-таки показать фильм, но без афиши.

4. «Табор уходит в небо», 1975 год

Это была четвертая совместная работа актрисы Светланы Тома и режиссера Эмиля Лотяну. Но их связывали не только рабочие, но и личные отношения. Светлана полностью доверяла режиссеру на площадке, поэтому узнав, что ей придется сниматься в полуобнаженном виде, она не стала спорить.

Во время съемок известного эпизода на площадке присутствовали только Лотяну и оператор. Поскольку драма снималась осенью и было холодновато, тело Тома покрывалось мурашками, поэтому ее смазывали гусиным жиром. По рассказам актрисы, тогда было редкостью показывать крупным планом обнаженное женское тело, но она доверяла и понимала, если режиссер этого требует, значит надо сделать. «Собственно, это ведь входит в профессию», – говорила она.

Читать: Тяжелые съемки фильма «Табор уходит в небо»: что осталось за кадром

После выхода картины мужчины предлагали Светлане «все богатства мира» за одну только встречу, даже женщины признали откровенную сцену уместной и красивой. Лишь один человек не принял поступка Светланы — ее отец, который до конца жизни так и не простил ее. Удивительно, но в этой сцене абсолютно нет пошлости, а есть чистота, которая не вызывает даже неловкости. Она снята очень тонко и с большим вкусом.

5. «Вооружен и очень опасен», 1977 год

Людмиле Сенчиной в картине предложили исполнить роль певицы кабаре. Актриса с радостью согласилась и знала, что по сценарию ей придется сниматься в постельной сцене. Однако поскольку актеры должны были играть в одежде, это не казалось проблемой. Партнером Людмилы был Леонид Броневой. В отличие от девушки, его перспектива съемки в этой сцене сильно смутила, ведь он только что женился.

По словам Сенчиной, Броневой нервничал, впрочем, как и она из-за слишком маленького размера груди (ей так казалось). От волнения Броневой вцепился Сенчиной в плечо и случайно сорвал бретельку, а камера в это время снимала. Незапланированную эротическую сцену худсовет обсуждал довольно долго. В итоге ее решили оставить.

После премьеры фильма мужчины буквально не давали Людмиле Сенчиной прохода. А вот женской половине страны эта сцена не понравилась. Они писали всякие доносы, мол, актриса соблазняет мужей и сыновей. Позже Сенчина согласилась, что поступила неправильно, ведь у зрителей она ассоциировалась с Золушкой.

6. «Москва слезам не верит», 1979 год

Здесь цензорам было где развернуться. Первая эротическая сцена в картине была между Рудиком (Юрий Васильев) и молоденькой Катей Тихомировой (Вера Алентова). После форматирования от эпизода осталась лишь фраза героини «Ну, не надо». Остальное зрители поняли сами.

Следующая любовная сцена между Екатериной и ее любовником Володей (Олег Табаков) была более откровенной. Зрители увидели объятия, поцелуи и актрису в нижнем белье. Однако большую часть эпизода вырезали. По словам директора «Мосфильма» Николая Сизова, «это была совершенно непристойная сцена, зрители бы просто ужаснулись».

А режиссер Владимир Меньшов хотел показать разницу между той юной, неопытной Катей и зрелой опытной женщиной, которой она стала, знающей зачем она пришла к любовнику. А на самом деле, по словам режиссера, ничего крамольного в этой сцене не было. Бурное раздевание до комбинации и трусов, а также страстный поцелуй. Но они ведь взрослые люди, это нормальные отношения.

Досталось также и последней «откровенной» сцене в фильме, когда Екатерина лежит в постели с Гошей (Алексей Баталов). В этом эпизоде у актрисы случайно распахивается халат и виднеется грудь. Руководители студии долго не понимали, что делать с этим моментом, и решили вырезать… ноги. Их демонстрировать, наверное, было страшнее.

Вообще, многих удивляла свобода, с которой известный режиссер снимал свою супругу, Веру Алентову, в любовных сценах. Но Меньшов считал, что эти моменты необходимы, чтобы показать развитие героини.

7. «Интердевочка», 1989 год

Несмотря на сюжет, режиссер Петр Тодоровский понимал, что не собирается снимать порнографию, поэтому подбирал актрису, которую трудно было заподозрить в проституции. Его выбор пал на Елену Яковлеву.

По словам актрисы, она знала, что этот режиссер ничего пошлого не будет снимать, и доверилась ему. Если бы этот сценарий предложил кто-то другой, она бы еще подумала. Яковлева лишь поставила условие, что обнажаться перед камерой не будет. Тодоровский с честью выполнил его.

Однако сложности для актрисы все же были. Таня Зайцева, ее героиня, чтобы расплатиться с родным отцом, выходит «на работу». Актриса стеснялась и не понимала, как изобразить сeкс, и при этом не оголиться и не опуститься до пошлости. Оператор Валерий Шувалов предложил снять Яковлеву крупным планом.

Ее обмазали глицерином, прикрепили к кровати бревно и удалили всех мужчин со съемочной площадки. Те, кто остались, включая режиссера, стали раскачивать бревно, тумбочки, лампочки и т.д. Таким образом, даже партнер актрисе не понадобился, его там тоже не было. Сцена вышла яркой, а актриса зареклась сниматься в откровенных сценах.

8. «Маленькая Вера», 1988 год

Изначально в сценарии не было запланировано никаких откровенных сцен. А в процессе работы режиссер Василий Пичул решил вставить пикантный эпизод. По словам Натальи Негоды, исполнившей роль Веры Марининой, они долго обсуждали, как его снимать. Она не представляла, каким образом можно играть сeкс перед съемочной группой. В итоге, кроме оператора все покинули площадку, а режиссера актриса уговорила спрятаться в шкафу и оттуда руководить процессом.

Зрители не сразу поняли откровения Василия Пичула.  На премьерном показе половина людей покинула зал со словами «Позор!». А за рубежом картину «Маленькая Вера» приняли очень хорошо. Для его продвижения там Наталья Негода согласилась сняться в «Плейбое» и стала первой советской женщиной, оказавшейся на обложке этого журнала.

Кадры из фильма «Сибириада»

Были и другие фильмы, с обнаженными сценами. Например, в картине Тарковского «Андрей Рублев» 1966 года есть самая массовая сцена обнажения в советском кино, когда молодые девушки сбрасывают свои сарафаны и с плясками отмечают праздник Ивана Купалы. Или фильм Андрея Кончаловского «Сибириада», вышедший в 1978 году.

Здесь тогда еще неизвестные Елена Коренева и Наталья Андрейченко снялись в полуобнаженном виде. Таким образом, по сравнению с 1950-ми годами в кино 1960-70-х был снят негласный запрет на тему откровенных сцен, хотя это еще и не значило какой-то свободы.