Первый успех Леонида Броневого: немая роль, которая заставила заговорить

Театральный мир особенно преисполнен веселых историй. Одна такая произошла с Леонидом Броневым, только что получившим диплом.

Это было в 1950 году, когда после окончания Ташкентского театрального ВУЗа Броневой был направлен на работу в один из небольших уральских городков. Зарплату ему назначили 69 рублей. Как он рассказывал:

«На эти деньги можно было находиться в полуголодном состоянии ровно пятнадцать дней. Остальные пятнадцать дней нужно было избрать три варианта – либо воровать, либо умирать, либо голодать. Для нашего поколения голод был естественным состоянием и не самым главным. Если была хорошая роль, то голодный даже лучше играет, потому что он злой. А кроме того, у голодного даже лучшее зрение, он видит, где что плохо лежит».

Приехал Леонид в театр, а получилось, что и кушать нечего и ролей нет. Спасибо хоть буфетчице, которая иногда в займы сардельки ему выдавала. Однажды начинающий актер на доске приказов нашел свою фамилию. Это была пьеса «Криминальный случай». Перебирал он глазами роли – от полковника, старшего следователя милиции до кассирши, рабочих завода. Все было напечатано на машинке, а в самом низу от руки была приписана роль охранника и фамилия Броневого напротив нее.

Читать: Удивительные истории из жизни Юрия Яковлева

Помощник режиссера раздал собравшимся актерам тексты, а Леониду ничего. Тот удивился и обратился к режиссеру, как мол так? На что он ответил: «Молодой человек, вы четыре года учились в институте и не знаете, что, если текст не дают, значит роль без слов?» Тут подключился актер, назначенный на роль дворника и заметил: «Я семь лет как окончил институт и еще трех слов не произнес!»

Охранник, так охранник. Броневой отправился к художнику по костюмам, выбрал себе форму. Потом упросил сапожника сделать ему сапоги со скрипом и с трудом уговорил выдать ему не деревянный реквизиторский пистолет, а единственный имевшийся в театре настоящий с просверленным стволом.

На первом спектакле актер, играющий полковника, попросил Броневого убрать эти сапоги, поскольку скрип переводит внимание зрителей на охранника. На втором спектакле Леонид Сергеевич решил привлечь к себе внимание перетягиванием кобуры с правой стороны на левую, к тому же так было видно, что пистолет металлический. В антракте ему сказали так не делать, поскольку слева оружие носили фашисты. «Я уже чувствовал, что буду играть Мюллера», – шутил актер.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

И вот на очередном спектакле, когда Броневой лишился всех возможностей как-то проявить себя, полковник взял длительную паузу. Леонид решил, что это такая драматическая пауза, но за ней ничего не последовало. Потом полковник приподнял голову, посмотрел на охранника и сказал: «Сегодня ты будешь проводить допрос преступника» и ушел. Оказалось, что актер находился в запое. Форма Броневого от ужаса и страха промокла насквозь. А его коллега, изображавший преступника, завалил ногу на ногу и надменно ждал от начинающего актера реакции.

Читать: История жизни Михаила Глузского: «Жаль, мама этого не видит»

Броневой собрался, вспомнил о преступлении сидящего напротив него человека, да еще и заметил, как за кулисами собрался народ и наблюдает «что сейчас будет». «Артисты ведь любят, когда это происходит не с ними», – рассказывал актер. Леонид собрался и даже с определенной наглостью стал вести диалог, да так, что даже преступник от неожиданности вспотел. Прекрасно выкрутившись из положения и доведя сцену до конца, Броневой потом получил благодарность месткома и оклад 75 рублей. «Голодать можно было на два дня меньше», – заключил актер.

Таков был первый серьезный шаг Леонида Сергеевича на пути к большому успеху.