Имя Веры Ивлевой, возможно, не так широко известно, как имена звезд первой величины. Однако стоит лишь вспомнить ее запоминающиеся эпизоды в таких фильмах, как «12 стульев» или «За спичками», как сразу же возникает образ забавной, немного чудаковатой героини. Именно такие яркие, комические персонажи стали визитной карточкой этой талантливой актрисы, которая, к сожалению, так и не дождалась большой роли. «Она была слишком интеллигентна для того, чтобы быть успешной актрисой. Как бы это парадоксально не звучало», – говорил о Вере Ивлевой актер Иван Агапов.
Вера Ивлева (урожденная Кислаева) родилась 18 сентября 1943 года в подмосковном поселке Раменье. Ее отец был сапожником, а мать работала продавщицей в магазине. У девочки были старшие брат и сестра, а также брат-близнец Александр. С ранних лет она и Александр мечтали стать актерами. После окончания школы они попытались поступить в театральный ВУЗ, но провалили вступительные экзамены. Александр быстро отказался от этой идеи, а вот Вера добилась своего с третьей попытки. Она поступила в театральное училище им. М. Щепкина и уже во время учебы была одной из ярких студенток. Говорили, что комедийные монологи и сценки Веры на курсовых экзаменах превращались в настоящие представления, собирая полные залы зрителей.
Читать: Судьба Изольды Извицкой: слава и забвение
Но тогда же девушка и поняла, что роли главных героинь всегда достаются красавицам, а лопоухой актрисе самое место в армии нескладных завистниц. Она прекрасно отдавала себе отчет в том, что ее удел – комедийные эпизоды. Первые ее работы в кино случились еще во время учебы. Это были картины «Приезжайте на Байкал», «Лебедев против Лебедева» и «Дети Дон-Кихота». А в 1967 году Ивлева окончила ВУЗ и попала в Московский областной театр им. А. Островского. В дальнейшем она ни раз меняла театральную сцену.
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане»
Первой заметной работой актрисы в кино стала роль Ткачихи в фильме Александра Птушко «Сказка о царе Салтане». Тогда Ивлеву заметили и зрители, и режиссеры, которые стали ее приглашать в свои фильмы, но на небольшие эпизоды.
Личная жизнь Веры особо не складывалась. Ближе к тридцати годам она вышла замуж за военного Дмитрия Ивлева (чью фамилию в дальнейшем и носила) и родила дочь Ольгу. Позже актриса развелась. Оказалось, что супруг не верил в ее попытки стать востребованной актрисой. В какой-то момент он поставил ей ультиматум: или я, или работа. Ну, и Вере пришлось расстаться с ним. Когда дочери было три-четыре года в их жизни появился Наум Маркзицер, художник по гриму. Он обменял свою квартиру поближе к театру, где работала Ивлева, и перевез ее туда с дочкой, о которой очень заботился, и которая стала называть его «папой».
Любящий человек, прекрасно знающий черты лица своей женщины нашел для нее новый образ. Уши Ивлевой он скрыл под модным каре, а вытянутое лицо «укоротил» густой челкой. Результат очевиден – в «12 стульях» обновленная актриса находилась в кадре почти десять минут! Правда без слов. Но этот яркий эпизод стал визитной карточкой Ивлевой. Ее еще больше стали узнавать зрители, а режиссеры вновь засыпали предложениями. Однако роли по-прежнему оставались эпизодическим.
Кадр из фильма «12 стульев»
Международный мюзикл «Мама», созданный совместными усилиями советских, румынских и французских кинематографистов по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», стал настоящим триумфом. Вера Ивлева исполнила роль Овцы и покорила сердца маленьких зрителей по всему миру своей яркой игрой, запоминающимся образом и талантом перевоплощения. Фильм, снятый на трех языках, был отмечен призом на Венецианском кинофестивале, что стало признанием высокого уровня его создания.
Личное счастье актрисы и в этот раз оказалось недолгим. Спустя семь лет совместной жизни вместо предложения руки и сердца она услышала лишь прощальные упреки. Маркзицер решил эмигрировать в Америку. «У него закончилось терпение ее воспитывать. Она где-то поддавалась, но не настолько, видимо, как он хотел. И она говорила мне, что “я была дура, жалко, что Наум Львович… что мы с ним перестали…”. Это говорила она неоднократно», – рассказывала Ольга, дочь Ивлевой.
Кадр из мюзикла «Мама»
Несмотря на разрыв, их связывала глубокая привязанность. Каждый приезд Наума в Москву сопровождался приглашением отправиться вместе с ним за океан, но актриса неизменно отказывалась. С тех пор Ивлева больше не прихорашивалась. Она как будто смирилась: ее удел – эпизоды. Настолько маленькие, что из сорока трех ее киногероинь только одиннадцать имели имена, остальные были просто продавщицами, проводницами, буфетчицами и уборщицами. Часто фамилию Ивлевой даже не указывали в титрах.
Читать: Жизнь Светланы Харитоновой: от комедии к драме
Актриса как будто не верила, что может всерьез заинтересовать именитых режиссеров. Когда с приглашением на съемки к ней домой приехали ассистенты Эльдара Рязанова, она не сомневалась – очередная злая шутка. Ивлева гостей просто вытолкала и закрыла дверь перед их носом. Просто не поверила, решила, что розыгрыш. А потом актриса узнала, что все это правда. Оказывается, ее хотели попробовать на роль одной из подруг Нади в «Иронии судьбы…», которую потом сыграла Лия Ахеджакова. И, конечно, Вере осталось только сожалеть об упущенном шансе.
Но в 1980 году в карьере актрисы произошел счастливый случай: она встретила Леонида Гайдая, который предложил ей роль невесты Анны-Кайсы в комедии «За спичками». Благодаря блестящей работе Вера Ивлева стала любимой актрисой Гайдая. Режиссер приглашал ее во все свои последующие картины, где она создала яркие образы проводницы в «Спортлото-82», циничной буфетчицы в «Опасно для жизни!», члена исполкома в «Частном детективе» и продавщицы в последней комедии мэтра «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Кадр из фильма «За спичками»
Вскоре в жизнь Ивлевой ворвалась новая, как она говорила, самая яркая любовь. Яков Левитан был внуком сестры легендарного диктора. Однако их отношения также не сложились: большая разница в возрасте (Яков был моложе), его нежелание связывать себя серьезными обязательствами и злоупотребление алкоголем ставили под угрозу их счастье. Несмотря на глубокую привязанность, Вера вынуждена была поставить точку в этих мучительных отношениях.
В 1990-е годы ее стали все реже приглашать в кино. Единственный спектакль, в котором у актрисы была заметная роль, закрыли. После этого она перевелась в массовку. В это время Ивлеву дважды сбивала машина. Но если в первом случае она отделалась лишь испугом и ссадинами, то во второй раз она оказалась в больнице с многочисленными травмами и сильным ушибом головы. Тут еще у Ивлевой обострились малокровие и астма.
Смерть актрисы
В результате вечно больная актриса стала раздражать Марка Захарова, с ней перестали общаться многие коллеги. А потом случилось страшное. Середина января 1999 года. В театре Ленком отыграли очередной вечерний спектакль и лишь к финалу заметили отсутствие одной актрисы из массовки. Ивлевой звонили домой, но никто не подходил. Актриса не пришла на работу ни на следующий день, ни через неделю. Ее быстро заменили, а спустя месяц о ней окончательно забыли. И лишь через несколько месяцев об этом исчезновении узнали правду, которая шокировала всех.
Даже родная дочь не знала, куда пропала мать. 7 января 1999 года Ивлева отправилась на Рождественскую службу в церковь. На обратном пути заглянула к сестре, а потом пошла домой, это было недалеко. «И вот так было до апреля месяца… пока снег не стал сходить. А у меня у подружки муж работал тогда следователем. И он мне позвонил и говорит: “Оля, маму твою нашли”», – рассказывала дочь актрисы.
Читать: Трагическая судьба Юрия Чулюкина, снявшего фильм «Девчата»
О том, что произошло в тот январский вечер потом только строили предположения. «Она, наверное, шла через дорогу и, возможно, ее сбило машиной. Было темно, там плохо еще освещалось. А человек, может быть, испугался ответственности или еще что-то. Он ее отвез и закопал там подальше. То есть ее нашли на другом конце города», – делилась Ольга.
На скромных похоронах у закрытого гроба собрались только самые близкие люди.