В фильме «Чародеи» совсем молодой Александре Яковлевой было сложно играть в дуэте с опытным Валентином Гафтом. Раньше конфликты между матерыми и начинающими актерами случались часто.
В новогоднюю музыкальную сказку Константина Бромберга «Чародеи» оба актера были утверждены не сразу.
Сначала на роль Аполлона Сатанеева планировали брать Евгения Евстигнеева, но из-за болезни он не смог сниматься и остановились на кандидатуре не менее опытного Валентина Гафта.
Александра Яковлева:
«Валентин Гафт не просто великий актер, но и великий человек. Гафт – глыба, мудрец. С ним так просто на короткой ноге не будешь. А в общении с ним, нужно думать, что говоришь и как говоришь».
Гафту на момент съемок в «Чародеях» было уже 47 лет, а Яковлевой – 25. Но молодая актриса к этому времени уже успела громко заявить о себе. Например, в 1979 году она прекрасно сыграла Тамару в своей дебютной картине «Экипаж».
Интересно почитать: Тяжелая работа над фильмом «Экипаж» и судьба актеров
Но, по словам писателя Федора Раззакова, эти актеры принадлежали к разным актерским школам. Гафт начал сниматься еще в середине 1950-х годов и прошел серьезный актерский путь, а Яковлева принадлежала к новым веяниям, когда важнее становилась внешность актрисы, нежели ее талант. И тут сошлись два разных подхода к кино. «У старой школы возникли претензии к новой», — объяснял писатель.
Найти актрису на роль Алены Саниной было нелегко. Режиссеру требовалась девушка, способная сыграть одного персонажа, но с совершенно разными характерами – с одной стороны добрую и нежную Аленушку, а с другой – неприступную ведьму-карьеристку.
Здесь пробовались Елена Проклова с Игорем Дмитриевым, также просматривали Ирину Алферову, Наталью Белохвостикову, Ларису Удовиченко, Елену Кореневу. Но режиссера ни одна из этих актрис не устроила, и тут появилась Александра Яковлева. По словам Раззакова, Бромберг увидел в ней ту стервозность, которой не хватало в других именитых актрисах.
«Это прекрасно и так редко бывает, когда играешь две роли сразу», — делилась актриса. Ассистент режиссера Юлия Константинова говорила, что были моменты, сложные для производства. Гафта в какой-то момент Александра стала раздражать, он считал, что нужно снимать без нее.
Некоторые эпизоды действительно снимались отдельно, в отсутствии одного или другого актера. И все тогда было тихо и мирно. Больше всего Валентина Иосифовича раздражало то, сколько времени Яковлевой требовалось на подготовку к каждой сцене – она постоянно поправляла прическу, грим и примеряла все новые наряды. Это часто раздражало и все съемочную группу.
Юлия Константинова говорила, что актриса довольно профессионально отнеслась к своей роли. «Она очень тщательно гримировалась, видимо чувствовала, что это на ближайшие 30-40 лет. Поэтому каждый мазок на ее лице отражался на всей съемочной группе».
Одновременно с «Чародеями» Гафт снимался в картине «Гонки по вертикали» вместе с Галиной Польских, представительницей старой школы. И вот там как раз у них были очень гармоничные отношения. И конечно, актеру сложно было после съемок с опытной партнершей возвращаться к актрисе, которая непонятно что вытворяла на съемочной площадке. Это тоже влияло на его негативное отношение к Александре Яковлевой.
Выход фильма «Чародеи» под Новый 1983 год абсолютно не изменил отношения этих актеров. Гафт долгое время считал Яковлеву взбалмошной и не слишком талантливой актрисой. Это повлияло и на восприятие актером фильма в целом, но со временем оно изменилось.
Валентин Иосифович говорил, что ему казалось, что фильм получился посредственным, и его быстро забудут, но чем больше проходило времени, тем больше он актеру нравился.