Оглядываясь назад на тот 1991 год, который вызвал огромный скандал на набережной Круазет, мы вспоминаем, что председателем жюри был Роман Полански. Фильмы представлены довольно увлекательные: «Ван Гог» Мориса Пиала, «Европа» Ларса фон Триера, «Цареубийца» Карена Шахназарова, «Очаровательная проказница» Жака Риветта и др. Увлекательные, но не для Полански.
После недели просмотра режиссер находит все картины бесполезными и неинтересными. А затем, чудом, появляется один из братьев Коэнов со своей лентой «Бартон Финк». И здесь Полански воодушевляется. Это шедевр, заслуживающий «Золотой пальмовой ветви», для него, но не для других членов жюри, которые придерживаются иного мнения. Тут они заподозрили Полански в субъективности…
Потому что психологический триллер «Бартон Финк» был во многом вдохновлен тремя фильмами Романа Полански: «Жилец», «Отвращение» и «Тупик». Братья Коэны этого и не скрывали. Дать «Золотую пальмовую ветвь» этому фильму все равно, что присвоить ее тому, у которого ее еще не было. Так или иначе «Бартон Финк» получил главный приз.
Как Полански убедил жюри?
За день до обсуждения он организовал небольшую вечеринку со всеми членами жюри. С неограниченным количеством шампанского. И там он фактически «напоил» всех присяжных. Приехав к концу вечера, Полански заявил: «Почему бы нам не проголосовать сейчас за «Золотую пальмовую ветвь»? В любом случае, мы все согласны, да? Это «Бартон Финк»!»
Поскольку все члены жюри были пьяны, они подтвердили… «Да, это хорошо! А приз за лучшую женскую роль мы отдаем Veuve Cliquot! [производитель шампанских вин]» Но на следующий день, с похмелья, они поставили под сомнение победу «Бартона Финка». Полански отказался изменить принятое накануне «алкогольное» решение. Хуже того, он решил отдать еще два приза «Бартону Финку» – за лучшую мужскую роль и режиссуру.
Читать: 12 довольно любопытных фактов об «Оскаре»
Тем самым Полански сделал триллер самым награждаемым фильмом в истории Каннского кинофестиваля на сегодняшний день. В панике руководство кинофестиваля присуждает почетные призы другим фильмам. Например, они изобрели награду за лучшую мужскую роль второго плана для Сэмюэля Джексона. В результате все это обернулось тем, что изменили правила: с 1991 года жюри больше не может присуждать две награды одному и тому же фильму, кроме приза за лучшую роль. Надо поблагодарить за это Романа Полански!