Популярность Херлуфа Бидструпа в СССР

Талантливый художник, датчанин Херлуф Бидструп (1912 – 1988), прославился еще при жизни, но вскоре канул в небытие времени. Его бешеная популярность в Советском Союзе на пике карьеры привела не только к почетным упоминаниям в различных произведениях русской литературы, но и к изданию множества сборников его работ. Бидструп также получил множество наград в СССР (в первую очередь Ленинскую премию мира и орден Трудового Красного Знамени).

А вот на Западе к нему относились настороженно: Бидструп очень ловко и естественно выносил на суд толпы то, что буржуазное общество предпочитало не замечать. Открытый антифашист Херлуф Бидструп публиковал юмористические рисунки в различных изданиях с 1935 года, но по-настоящему он нашел свою площадку в подпольной (и нелегальной) газете Land og Folk, ответвлении Датской (также нелегальной) Коммунистической партии, к которой Бидструп присоединился в 1943 году. Хотя его работы также были оценены и опубликованы в Восточной Германии, его очевидная политическая позиция значительно ограничивала объем того, что можно было напечатать.

Читать: «УШАЦ» на советских экранах: история загадочного слова

Это даже отразилось на его карьере на родине, поскольку Дания экономически зависела от тогдашней фашистской Германии. Сам Бидструп считал, что наиболее точно он был представлен в советской прессе не только до и во время Второй мировой войны, но и после ее окончания.

В 1952 году в составе датской делегации Бидструп впервые приехал в СССР, где его очень любили. Широкую популярность среди советского читателя карикатурист приобрел благодаря дружбе с журналистом ТАСС Михаилом Косовым, составителем и переводчиком большинства альбомов Бидструпа и автором его биографии. В 1953 году в письме Косову он писал, что «все советские альманахи, которые мы подготовили вместе, в сто раз лучше сборников, изданных в других странах… в немецком варианте. Я становлюсь все более безобидным юмористом и совершенно беззубым сатириком».

В каком-то смысле Бидструпа можно сравнить с его современником, французским художником Жаном Эффелем (также любимцем советских граждан): оба были открытыми коммунистами, чьи работы противостояли социальной несправедливости и неравенству. Но, в конце концов, художников мало помнят за их «социальную совесть»: именно их острый взгляд на повседневные детали и чувство юмора позволяют произведениям проходить невредимыми десятилетиями, трогать и забавлять нас многие десятилетия спустя.

Читать: Cамый страшный советский мультфильм и чему удивились американцы?

А был еще очаровательный мультфильм «Скамейка» (1967), который советский режиссер-мультипликатор Лев Атаманов вместе с коллегами киностудии «Союзмультфильм» создал совместно с Бидструпом во время одного из его многочисленных визитов в СССР. А в 1970 году вышел мультфильм «Это нам под силу».

И власть имущие, и простые советские люди были очарованы талантом датского карикатуриста. Сегодня о Бидструпе почти забыли… кроме тех, которые до сих пор несут факел его карикатур и публикуют новые сборники. За свою жизнь карикатурист выпустил около пяти тысяч сюжетов!