Январь 1975 года. Эльдар Рязанов снимает новый фильм о настоящей любви. Съемочная группа уже находится в Ленинграде. История новогодняя, поэтому в кадре нужен снег, много снега, а в тот год его было катастрофически мало. В нескольких метрах от режиссера — Нина Скуйбина, от одного взгляда на которую его сердце начинало биться чаще.
По рассказам Светланы Немоляевой, эта женщина была большого обаяния, очень притягательная. С Ниной Георгиевной Рязанов был знаком давно, еще со студенческих лет. Девушка вышла замуж и в 1954 году родила сына.
Но в 1963 году ее супруг, режиссер Владимир Скуйбин, скончался. А через какое-то время женщина пришла на киностудию «Мосфильм», где устроилась работать редактором. Там она спустя много лет и встретилась с Эльдаром Александровичем.
Нина Скуйбина
Продюсер Борис Криштул: «Ниночка была прекрасным редактором, никогда не повышала голос. Вообще казалось, что она не может на кого-то крикнуть. Культурная, интеллигентная. Одно удовольствие было с ней работать. Поэтому я понимаю Эльдара Рязанова, который влюбился в такую женщину».
Было трудно не заметить, насколько счастлив был режиссер. С первых дней их знакомства, он как будто летал и бегал по киностудии в день по несколько раз – от павильона, где он работал над своей картиной «Берегись автомобиля» к павильону, где работала Ниночка.
«Иногда ждет, в коридоре гуляет, пока Нина в комнате директора дописывает какое-то заключение», — вспоминал Криштул.
И это продолжалось почти десять лет. Возвращаемся в Ленинград, где идет работа над новым фильмом. «Действительно, ирония судьбы», — думает Эльдар Александрович. Эта картина будет, в первую очередь о себе и о том, как важно встретить своего человека и не упустить его.
Эльдар Рязанов с Ниной Скуйбиной
Светлана Немоляева: «Ниночка оказала огромное влияние на Эльдара Александровича, потому что она была рядом, это был его пьедестал».
Они только что пережили тяжелый период, едва не потеряли друг друга. Незадолго до этой поездки в Ленинград, Нина, всегда сдержанная, спокойная и уступчивая, решилась на серьезный разговор.
У режиссера была семья, супруга и 23-летняя дочь Ольга, а отношения с Ниной – «служебный роман, не более». Женщина устала от двойной жизни, она его любит и хочет быть с ним рядом не только на работе, но и дома. «Если это невозможно, пусть лучше он уйдет», — говорила она.
Кинооператор Вадим Алисов: «Это было на «Иронии судьбы», мы еще пробы проводили. Тогда он еще не уходил от жены. А потом, когда мы поехали в Ленинград, стало ясно, что они живут вместе».
Эльдар Рязанов с Зоей Фоминой
Конечно, решиться на этот шаг Рязанову было нелегко. С женой Зоей Фоминой режиссера связывали больше двадцати лет совместной жизни.
Борис Криштул: «Она же однокурсницей была во ВГИКе, он женился очень рано». 20-летний Рязанов влюбился в симпатичную девушку с первого взгляда. Она была на три года старше него. Зоя первое время не воспринимала молодого парня всерьез, однако он был обходителен и настойчив.
Вадим Алисов рассказывал, что Рязанов был очень привлекательным мужчиной, остроумным и веселым, энергичным. «Массу эпитетов можно назвать, которые для женщин составляют красоту мужика». Спустя несколько лет молодые люди поженились, и Зоя стала любимой и любящей женой, замечательной матерью и хозяйкой. Она прошла с супругом весь путь от становления его как режиссера.
«Уйти от тебя, все равно, что содрать кожу», — написал Рязанов в последнем письме супруге и… ушел. Он взял только несколько книг и машину. Квартиру, дачу и гараж он оставил первой жене. Режиссер переехал в двухкомнатную квартиру Нины Георгиевны и в 1979 году они поженились. Рязанову был 51 год, а супруге – 49.
Эльдар Рязанов с Ниной Скуйбиной
Рязанову Скуйбина была просто необходима, без нее ему физически становилось плохо. Поэтому она приходила на съемочную площадку каждый день и незаметно стояла в темном углу павильона – так, чтобы в случае необходимости, он мог ее сразу найти глазами.
«Эльдар Александрович, сняв дубль, смотрит на Нину, она глазами отвечает ему. И у них все хорошо, все прекрасно… Он всегда чувствовал, что она в павильоне», — вспоминал Криштул.
Кстати, Нина Георгиевна была необходима не только любимому человеку, но и всей съемочной группе. Она умело гасила страсти эмоционального и порывистого режиссера.
Сын, Николай Скуйбин: «Если вы посмотрите на ее портрет, вы поймете, что это человек, который мог конфликты гасить».
Они мечтали жить долго и счастливо. Но однажды, после визита к врачу, Нина Георгиевна сообщила супругу трагическую новость: рак.
Борис Криштул: «Один раз я его увидел, идущего по коридору. На нем лица не было. Он был готов сделать все, чтобы продлить ей и себе эту жизнь».
Эльдар Рязанов с Эммой Абайдуллиной
Нина Скуйбина скончалась в 1994 году. Эльдару Александровичу было 65 лет, и он просто потерял интерес к жизни. Находясь в глубокой депрессии, он позвонил старой знакомой, журналистке Эмме Абайдуллиной, просто чтобы выговориться. Они проговорили несколько часов. Режиссер искал друга, а нашел своего человека, свою женщину.
Светлана Немоляева: «То, что Эмма пришла к нему на помощь, на смену после того, что произошло в его жизни – это тоже подарок судьбы».
Жизнерадостная и энергичная Эмма буквально вернула Эльдару Александровичу вкус к жизни. Они поженились через год после смерти второй супруги режиссера.
Абайдуллина полностью посвятила себя заботе о супруге и на много лет продлила его жизнь. Рязанов любил Эмму, но снимок Нины Георгиевны до конца жизни стоял у него на столе.