14 лучших зарубежных фильмов уходящего 2023 года

Эпоха франшиз закончилась? В 2023 году множество фильмов о супергероях заработали в прокате сотни миллионов долларов каждый, но, как сообщается, до сих пор не смогли вернуть деньги, потраченные на их производство. Даже Том Круз, спаситель кассовых сборов 2022 года, не смог спасти с фильмом «Миссия невыполнима» от усталости, возникшей в мультиплексах.

Да, похоже фильмы о супергероях движутся к своему упадку. Вся эта неопределенность порождает естественный вопрос: если франшизы умрут, что будет дальше? Нашумевшие фильмы Греты Гервиг и Кристофера Нолана, возможно, дают некоторую подсказку.

14. «Герой наших снов»

Фильм рассказывает о профессоре Поле Мэтьюзе (Николас Кейдж), на удивление ничем не примечательном человеке. Он не является ни самым любимым преподавателем в своем университете, ни величайшим мыслителем в своей области. На самом его игнорируют все, кроме его преданной жены Джанет (Джулианна Николсон) и их двух дочерей-подростков. Поэтому, когда весь мир необъяснимым образом начинает думать о нем, это не только странно, но и лестно для профессора, который просто хочет, чтобы его ценили и узнавали. Однако представьте, каково это, когда сны, на которые он не может влиять, превращаются в кошмары?

Фильм представляет собой портрет нашего времени: неряшливый человек, чья одновременно робость и тщеславие делают его неспособным ни на что, кроме как поддаться последнему хэштегу.

13. «Американское чтиво»

Впечатляющий режиссерский дебют Хелмера Корда Джефферсона, который адаптировал одноименный роман Персиваля Эверетта. «Американское чтиво» изначально кажется простым исследованием характера Телониуса «Монаха» Эллисона, привилегированного профессора колледжа и писателя, который пишет глубокие романы и который погрузился в средний возраст с постоянно растущей сварливостью.

Читать: 14 лучших фильмов о писателях и их работах

Однажды его перестают публиковать, и оказывается, что сегодня людям интересны другие темы, книги о «черных». Агент уговаривает его написать такую, которая точно продастся. Телониус в шутку и под псевдонимом пишет самый безвкусный, наполненный клише и болезненных стереотипов, роман. В конце концов книга становится бестселлером. В фильме «Американское чтиво» есть несколько суровых и веселых истин.

12. «Феррари»

Когда-то Майкл Манн был королем сдержанной красоты — режиссером безупречных кадров, выразительных поз и неземных настроений. С годами, особенно когда он начал экспериментировать с цифровым видео, его работы стали более безумными, более абстрактными, более отражающими какофонию нашей многоэкранной визуальной культуры.

Читать: 8 лучших фильмов об автомобилях и гонках

В «Феррари», проекте, который он пытался реализовать на протяжении нескольких десятилетий, Манн объединяет разные стороны своей режиссерской личности, создавая фильм, который колеблется между классицизмом в домашних сценах и стремительным кинетизмом в гоночных сценах. Все это прекрасно скреплено Адамом Драйвером в роли стареющего Энцо Феррари и Пенелопой Крус в роли его жены Лоры, скорбящих родителей и враждующих супругов, сцепившихся в напряженной эмоциональной борьбе.

11. «Преступники»

«Преступники» аргентинского кинорежиссера Родриго Морено, возможно, первый неторопливый фильм об ограблении, может начаться с одного из самых скромных ограблений банков, которые когда-либо предпринимались, но трудно переоценить, насколько захватывающе это чувство, когда вор наконец рассказывает нам о том, почему он украл.

Средних лет сотрудник банка в Буэнос-Айресе, который, похоже, застрял в 1970-х годах, Моран (Дэниел Элиас) решает однажды выйти из хранилища с несколькими десятками пачек американской наличности в рюкзаке. Это сумма, которую он бы заработал до выхода на пенсию, если бы работал каждый день в течение следующей четверти века, и он планирует спрятать деньги, прежде чем попасть в тюрьму за свое преступление. Это всего лишь элементарная математика: за ту же выплату Моран мог провести либо три года в тюрьме, либо 25 лет в банке. Он не хочет быть богатым, он просто хочет быть свободным. Свободный от капитализма, свободный от фарса о балансе между работой и личной жизнью и свободный от ограничений традиционного мышления, которые влияют на то, как мы видим сам мир.

Читать: 14 лучших фильмов об ограблениях банков

Короткий по стандартам некоторых недавних аргентинских фильмов, но все же неторопливый, позволяющий вашему разуму блуждать, не будучи привязанным к обычным сюжетным обязательствам, «Преступники» меньше интересуется деталями (или драматическими последствиями) кражи Морана, чем то, как сама идея, лежащая в ее основе, начинает переосмысливать все мировоззрение героя. Спортивная сумка, полная денег, которую он запихивает в шкаф в спальне, раскрывает не столько его жадность, сколько воображение.

10. «Годзилла: Минус один»

Всегда любопытно, когда неанглоязычный фильм вызывает фурор в мире. «Годзилла: Минус один» именно это и сделал, получив восторженные отзывы как от критиков, так и от зрителей. Японский фильм режиссера Такаси Ямазаки и легендарной продюсерской компании Toho является шедевром во многих отношениях, поскольку ему удается впечатлять сюжетом, съемками и музыкой во франшизе, начавшейся в 1950-х годах.

Читать: Самые кассовые зарубежные фильмы в России в 2021 году

Прежде всего, это глубоко человечная история, редкость для блокбастеров и франшиз, в которых обычно больше внимания уделяется последовательности действий, чем персонажам. С того момента, как мы встречаем главного героя Коити Сикишиму (Рюносукэ Камики), пилота-камикадзе, примиряющегося со своей ролью во Второй мировой войне, приближающейся к концу, мы сочувствуем ему и его внутренней борьбе. Япония была опустошена войной и чувствовала себя беспомощной, столкнувшись с глубоководным противником, который причиняет больший ущерб, чем они когда-либо могли себе представить.

Компьютерная графика в этом фильме просто захватывает дух, а эта версия «Годзиллы» представляет собой огромный творческий подвиг. «Годзилла: Минус один» Ямазаки не только отдает дань уважения зловещему саундтреку оригинала, но и отличается развитием персонажей, демонстрирует легендарного киномонстра и служит захватывающим фильмом о Второй мировой войне.

9. «Оставленные»

В своем последнем полнометражном фильме режиссер Александр Пейн возвращается к тому, что стало двойным мотивом в его работе: неловкой мрачности подростковой жизни и неудачникам, которого здесь играет Пол Джаматти. Оба элемента в «Оставленных» доведены до трагикомедии.

Действие фильма происходит в Массачусетсе 1970-х годов во время рождественских каникул в школе для мальчиков, где школьный профессор классической литературы Пол Ханэм (Джиаматти) остался присматривать за «оставленными», которым некуда ехать на каникулы. Среди этих юношей — Ангус Талли (Сесса), многообещающий студент, у которого, к сожалению, трудная семейная жизнь.

Застряв в Академии Бартона, пока его мать наслаждается медовым месяцем со своим новым мужем (хотя она пообещала сыну, что они поедут в Бостон вместе), естественная подростковая тревога Талли берет над ним верх. По мере того, как число «оставленных» сокращается, Талли, Пол и Мэри Лэмб (повар) вместе отправляются в незабываемое путешествие, неожиданно становясь семьей, – как раз в тот момент, когда каждый из них больше всего нуждается в тепле.

8. «Зона интереса»

«Зона интереса» — самый страшный фильм года. Основанный на романе Мартина Эмиса, он пробирает до костей из-за опущенных кадров, его смысл заключен в том, чего нет на экране. История касается семьи Рудольфа Хёсса (Кристиан Фридель), коменданта Освенцима, который живет со своей семьей идиллической жизнью недалеко от стен пресловутого лагеря смерти.

Его жена (Сандра Хюллер) ведет мирное хозяйство и с гордостью демонстрирует свою жизнь – матери, когда навещает ее. Но вы можете слышать и почти чувствовать запах того, что происходит за стеной. Это отвратительно и смелое исследование того, в какой степени люди могут и действительно сознательно закрывают глаза на зло.

7. «Анатомия падения»

Фильм Жюстин Трие, получивший «Золотую пальмовую ветвь», рассказывает о последствиях семейной трагедии. Сандра Войтер (Сандра Хюллер) — успешная писательница и кормилец, которая живет в отдаленном доме в Гренобле со своим мужем Сэмюэлем (Сэмюэл Тайс) и сыном Дэниелом (Мило Мачадо-Гранер). История начинается с того, что Сэмюэля находят мертвым перед их домом после падения с чердака.

Когда начинается расследование, власти задаются вопросом, упал ли Сэмуэль по собственной воле или его толкнули. Драма в зале суда, которую плетет Триет, пронизана тревожным напряжением, она медленно нарастает по мере того, как Сандру допрашивают и подвергают перекрестному допросу. Ее жизнь развалилась на части, и во время суда ее разлучили с сыном.

Читать: 14 лучших мировых фильмов о судебных заседаниях

Обманчиво простая история судебного расследования превращается в нечто неуловимое и поистине загадочное. Именно захватывающая игра Хюллер, когда ее личная жизнь предстает перед миром, и ее слепой восьмилетний сын, обнаруживший тело своего отца, делают эту юридическую драму одновременно триллером и трагедией.

6. «Бедные-несчастные»

Основанный на одноименном романе Аласдера Грея и адаптированный Тони Макнамарой, «Бедные-несчастные» представляют собой странный взгляд на Франкенштейна, в котором Эмма Стоун играет Беллу Бакстер, девушку, которая была воскрешена после попытки самоубийства. Безумный ученый (Уиллем Дефо) возвращает Беллу к жизни, поместив мозг ее нерожденного ребенка в ее череп.

Режиссер Йоргос Лантимос, сценарист Макнамара и Эмма Стоун превращают «Бедных-несчастных» в фильм самопознания, пока мы наблюдаем, как Белла смотрит на мир новыми глазами. Это пока лучшая работа в карьере Лантимоса.

5. «Барби»

«Барби» Греты Гервиг — это не только самый прибыльный фильм года, но и один из самых красочных, тонких и просто приятных событий в 2023 году. Благодаря «Оппенгеймеру», а также чрезвычайно умелому маркетингу, все билеты в кинотеатры были полностью распроданы.

Но если оставить в стороне все цифры, причина, по которой «Барби» является одним из лучших фильмов года, заключается в том, что это совершенно легкая история от начала до конца, и иногда это все, что зрителям нужно от фильма.

4. «Оппенгеймер»

После четверти века в кинобизнесе режиссер Кристофер Нолан, похоже, наконец-то стал термоядерным в фильме, который считается одним из лучших его творений. «Оппенгеймер» — биографический фильм о Дж. Роберте Оппенгеймере, так называемом отце атомной бомбы.

Читать: Как песня Стинга вдохновила Кристофера Нолана на создание «Оппенгеймера»?

Киллиан Мерфи, которого недооценивали в течение многих лет, демонстрирует определяющую его карьеру роль Оппенгеймера вместе со звездным актерским составом второго плана, в том числе звездами первой величины, такими как Роберт Дауни-младший, показавшими свои лучшие на сегодняшний день роли. «Оппенгеймер», без сомнения, один из лучших фильмов 2023 года, но также стоит признать, что он не стал бы такой сенсацией без «Барби».

3. «Убийцы Цветочной Луны»

Мартин Скорсезе никогда не уклонялся от создания фильмов о худших людях в американском обществе и о том, что они являются микрокосмами более крупной институциональной гнили. В «Убийцах цветочной луны» он развивает эту концепцию, показывая жестокую резню коренных жителей Оклахомы от рук белых людей.

Скорсезе и соавтор сценария Эрик Рот не столько адаптировали жгучую научно-популярную работу Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны», сколько копались в ней, чтобы найти коренной грех американского расизма, похороненный в самом его основании. Затем они превратили этот фанатизм в трех с половиной часовое кино о жадности, алчности и сожалении. Фильм длинный, но его длительности все же недостаточно, чтобы осознать всю совокупность зла, нанесенного коренному народу, который некоторое время в начале 20-го века был самым богатым народом в мире (на душу населения) после открытия нефтяных скважин на своих землях. Это означало, что они стали мишенью для бездонной белой жадности.

Режиссер не сдерживается в изображении безжалостной жестокости, которая сошла с рук белым людям.

2. «Рецепт любви»

Это история о любви и еде, которые представлены как одно и то же. Два прекрасных французских актера – Жюльет Бинош в роли повара Эжени и Бенуа Мажимель в роли ее давнего поклонника Додена – кормят друг друга в экранизации Чан Ань Хунга графического романа 2014 года, считающегося «кулинарным порно».

Большую часть этого фильма мы находимся на деревенской кухне XIX века, наслаждаясь глазами и ушами и следя за приготовлением одного изысканного блюда за другим. Каждое блюдо — шедевр: волован, жареная телячья корейка, палтус-пашот, запеченная Аляска — и это только первые полчаса.

Читать: 6 самых кассовых фильмов за всю историю французского кино

Доден известен во всей Франции как «Наполеон кулинарного искусства», а Эжени, его неофициальная, но давняя Жозефина, завоевала собственную солидную репутацию. Таким образом, кухня французского особняка становится сценой для самой сложной прелюдии, которую вы когда-либо видели.

Относящийся к опьяняющим фильмам о еде, таким как «Пир Бабетты», «Джули и Джулия» и «Как вода для шоколада», «Рецепт любви» продвигает идею связи через еду на шаг дальше. Некоторые блюда настолько запечатлены их создателями, что сами по себе служат воспоминанием, говорится в фильме, – чувство, оставляющее прекрасное послевкусие.

1. «Прошлые жизни»

«Прошлые жизни» сценариста и режиссера Селин Сонг – блестящая и мучительная история любви, в которой есть достаточно зрелости, чтобы задуматься о непройденных дорогах и не осуществленной любви.

Нора и Хэ Сон любили друг в друга в юности, когда росли на улицах Сеула, но после того, как родители девушки решили иммигрировать в Канаду, Нора уезжает, даже не попрощавшись. Она просто идет по одной дороге, а Хэ выбирает другую. Затем фильм несколько раз переносится в будущее, когда им чуть больше 20, а затем и 30, когда они вновь и вновь встречаются. При каждой встрече им мучительно любопытно, как сложилась жизнь друг друга, и они скрытно ищут то, что могло бы быть, и никогда не произойдет.

Читать: Лучшие зарубежные рождественские фильмы, вышедшие в 2022 году

Это изысканно сыгранный и многослойный фильм, в котором есть терпение, основанное на жизненной мудрости, а также, возможно, сожаление. «Прошлые жизни» исследует, как связаны наше прошлое, настоящее и будущее, как наш выбор определяет, кем мы являемся, а также силу любви, и тем самым становится, возможно, лучшим фильмом года.