Техническая сторона создания фильма «Воздух»

Тему будущего фильма «Воздух» предложили режиссеру Алексею Герману-младшему, однако он долго не давал согласия на работу. И главной причиной этого была техническая сторона съемок, которую непонятно как можно было осуществить.

«Мы долго думали о том, как снять о девушках-летчицах. 42-ой год, полеты, воздушные битвы и так далее. И я долго не соглашался, потому что надо было придумать технологию, чтобы сделать и полет, и быт, и главное, схватки воздушные сделать убедительными, сделать фотореалистичными. И вот пока в голове у нас не созрела технология, как мы это будем делать, мы не начинали писать сценарий», – делился режиссер.

Читать: Тяжелые съемки «Огня» и событие, омрачившее создание фильма

А сюжет фильма посвящен девушкам-летчицам, которые весной 1942 года прибывают в смешанный авиаполк. Там они учатся летать и сражаться. Там они обретают дружбу и уверенность, взрослеют. «Воздух» — это путь женской эскадрильи на протяжении нескольких лет войны. Фильм про обретение мастерства и эмоции.

Сначала режиссер пытался разобраться, как создать фотореалистичность изображения, чтобы уйти от «не всегда убедительной компьютерной графики». Потом он понял, что надо опираться на хронику и максимально ее внедрять в фильм. Также Герман-младший хотел создать гравитацию в кабине, «надо идти аналоговым способом». «То есть если у нас есть авиаполк, то мы значит под руководством Лены (супруга Елена Окопная, художник-постановщик) строим большое количество макетов самолетов. То есть мы делали упор на то, что можно тронуть», – рассказывал режиссер.

По его словам, из всех возможных вариантов – настоящий самолет, имитация или созданный механизм для приведения макета самолета в движение – он выбрал последний. Сооружение поднимало самолет на высоту 12 метров, переворачивало его, заставляло подрагивать и все это на фоне настоящих воздушных съемок с помещенной туда графикой. Таким образом, актеры чувствовали себя по-настоящему в кабине.

И вот что рассказала о своем опыте съемок в «Воздухе» исполнительница одной из главных ролей Елена Лядова: «Сложность заключалась в том, что надо было отыгрывать настоящие самолеты, которые летят на видеоизображении. Самолеты горели. Мне, как актрисе, было непривычно, некомфортно сидеть в горящей кабине, которая горела по-настоящему. Самолеты герметично закрывались для того, чтобы создать ощущение гравитации. Их переворачивали… В какой-то момент было страшно, что что-то может пойти не так. Человеческий фактор всегда присутствует».

Съемки проходили в сложных погодных условиях в Финском заливе. Были сильнейшие штормы и копии реальных самолетов, которые весили по полторы тонны, по ночам просто уносило. И даже у модели Ил-2, которая была под три тонны, отрывало крылья. «У нас десятки ребят полночи руками держали, чтобы не унесло», – делился Герман-младший.

Костюмы на актерах – еще одна история про достоверность. Специально для фильма создавалась пряжа, затем нитки, а из них по технологии конца 1930-х годов создавалась ткань, из которой уже шили военную форму. Даже строчки делались согласно стандартам тех лет.

Бюджет «Воздуха» составил 450 миллионов рублей. А премьера фильма состоялась 26 октября 2023 года в рамках основного конкурса 36-го Токийского международного кинофестиваля. «Они сидели, затаив дыхание. По нашему ощущению все показы прошли очень хорошо. Даже когда заканчивался показ и были какие-то вопросы, встречи со зрителями, то процентов семьдесят зала, хотя был вечер уже, оставались и с интересом слушали наши рассказы», – заключил Алексей Герман-младший.

Читать: История создания легендарного фильма «Баллада о солдате»