История создания легендарного фильма «Баллада о солдате»

В 1959 году вышел культовый фильм талантливого режиссера и сценариста, Народного артиста СССР Григория Чухрая.

Майский вечер 1960 года в Каннах был овеян волнением. На набережной Круазет блистали звезды мирового кино, а среди них – чувствовавший некоторую неловкость советский режиссер Григорий Чухрай, чей новый фильм «Баллада о солдате» боролся за фестивальную награду. Еще недавно чиновники уверяли Чухрая, утверждая, что его картина провальна, позорит честь советской армии и омрачает настроение зрителей. Но судьба готовила всем сюрприз.

Читать: 6 фильмов выдающегося режиссера Григория Чухрая

«Баллада о солдате» завоевала в Каннах престижную награду – «За исключительные художественные достоинства фильма и мастерство режиссуры». Это стало триумфом не только Чухрая, но и всего советского кино. Фильм собрал более сотни призов на крупнейших кинофестивалях, став самым титулованным в истории СССР.

Для Чухрая создание «Баллады о солдате» было делом чести. Во время войны он дал себе слово обязательно поведать миру о своих боевых товарищах, о тех, кто не вернулся домой. «Очень часто отец вспоминал о войне. Я знаю очень много новелл и рассказов, из которых частично сложилась «Баллада о солдате»», – рассказывал Павел Чухрай.

Окончив институт, Чухрай по распределению попал в Киев, где в ту пору собралась дружная команда молодых выпускников ВГИКа – Сергей Параджанов, Александр Алов, Владимир Наумов и Генрих Габай. На дворе начало 1950-х. Советское кино переживает период застоя. Право на съемки не могут получить даже маститые режиссеры. Что же остается делать вчерашним студентам?

Неизвестно, как сложилась бы судьба Чухрая, если бы не вмешательство Михаила Ромма. Именно он уговорил тогдашнего директора «Мосфильма» Ивана Пырьева встретиться со своим талантливым учеником. Встреча оказалась судьбоносной: Пырьев пригласил Чухрая на главную киностудию страны и, что еще более невероятно, дал добро на съемки его собственного фильма.

Читать: «Два бойца»: забавные истории, связанные с песнями «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали»

По словам Павла Чухрая, Иван Пырьев, будучи человеком импульсивным и творческим, жаждал перемен. Он доверил Эльдару Рязанову постановку «Карнавальной ночи», тем самым впуская в мир кино молодое поколение. Он верил в обновление кинематографа, осознавая, что существующее положение вещей ведет к застою. Поэтому Пырьев старался дать дорогу молодым талантам. Тем более, что наступило другое время, повеяло небольшой свободой, и нужно было успеть что-то сказать честно. И Григорий Чухрай рассказывал то, что сам знал, понимал и что прошел.

В 1959 году режиссер начинает работу над фильмом, который станет одним из его главных шедевров – «Балладой о солдате». Это фильм о войне, но без масштабных сцен сражений, прославленных полководцев или показного героизма. Чухрай показывает войну глазами обычных людей – солдата на передовой и тружеников в тылу. До него на такой шаг не решался ни один режиссер.

Сценарист и кинорежиссер, ученик Чухрая Ираклий Квирикадзе делился, что в ту пору на советских экранах царствовало «послесталинское» кино – «кондовое, лакированное». И в то время, как о войне зрителям рассказывали посредством таких картин, как «Падение Берлина», на экраны ворвалась «Баллада о солдате».

Простая история юного солдата Алеши Скворцова встретила непонимание и раздражение у чиновников. Ведь там не было ни пафоса, ни героики. Но Чухрай оставался верен своему замыслу.

Читать: За кадром лучшего фильма о войне «В бой идут одни старики»

В интервью немецким журналистам он откровенно рассказал, почему в 1959 году не стал менять ни строчки в сценарии «Баллады о солдате», несмотря на цензурные придирки: «Я хотел сказать этим фильмом, что даже тогда, когда мир теряет только одного человека хорошего, только одного хорошего человека, — это уже большая потеря. А что же тогда война, когда она унесла не только одного, а миллионы и миллионы прелестных, чистых, умных людей, которые могли бы хорошо прожить эту жизнь, с пользой для себя и для других. Вот в этом моя задача. Поэтому я не показывал войны, не любовался военными пейзажами, а серьезно занимался проблемой человека, так, как я его понимаю».

Первый же день съемок обернулся несчастным случаем. Во время съемок эпизода возвращения Алеши Скворцова с фронта, Чухрай, находясь на капоте машины вместе с оператором, был сбит встречным грузовиком. Сломанная ключица, падение под колеса, перебитые ноги — все это привело к госпитализации режиссера и съемки были остановлены. В больнице Чухрая терзали мысли о том, что где-то он ошибся. Ответ ошеломил его: главные роли были отданы не тем актерам.

Чухрай испытывал глубокую симпатию и дружеские чувства к Олегу Стриженову, мечтая о совместной работе. Он предложил ему роль Алеши Скворцова, но уже после первых проб стало ясно, что это решение было ошибочным. 30-летний Стриженов, будучи значительно старше героя, обладал слишком яркой и утонченной внешностью. Его попытки вжиться в образ с помощью нарисованных веснушек и подтянутого носа казались неестественными, что Чухрай в итоге безошибочно уловил.

Тогда Чухрай пошел на смелый шаг, утвердив на главные роли никому не известных студентов: Жанну Прохоренко и Владимира Ивашова. Это решение было рискованным, особенно для фильма, уже нареченного начальством как легкомысленный. Судьба картины могла сложиться иначе, если бы не парадоксальный для того времени случай. Фильм все же решили выпустить, но с ограничением: показ разрешался только в небольших городах и деревнях.

Читать: За кадром легендарного фильма «Летят журавли»

Логика была проста: сельские жители вряд ли напишут гневные письма в ЦК, а сборы помогут окупить расходы. К концу года картина, к большому удивлению Чухрая, была названа «Лучшим фильмом» зрителями из глубинки. После этого «Балладу о солдате» показали Никите Хрущеву, и он распорядился отправить и этот фильм Григория Чухрая на Каннский кинофестиваль.

Первая картина «Сорок первый» в 1957 году завоевала Специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Фильм «Баллада о солдате» стал гимном простому солдату, его мужеству и человечности, а его успех на международной арене – признанием таланта Чухрая и силы советского киноискусства.

Читать: «Гусарская баллада»: история создания фильма