Непростые съемки фильма «Формула любви»

Перед самыми новогодними праздниками, 30 декабря 1984 года, на советские телеэкраны вышла лирическая комедия «Формула любви», созданная Марком Захаровым по сценарию Григория Горина, который основывается на повести Алексея Толстого «Граф Калиостро».

В центре повествования – историческая личность, алхимик, мистик и авантюрист по имени Калиостро. 30 декабря 1779 года он окутанный тайной прибывает в Россию под вымышленным именем графа Феникса. Петербург гудит слухами о сверхъестественных способностях графа: он умеет беседовать с духами, знает секреты вечной жизни и даже способен превращать свинец и ртуть в золото. Но это далеко не все! Главная цель графа в России – создание «формулы любви». Добился ли Калиостро желаемого? История об этом умалчивает, оставляя место для домыслов и интриг.

Читать: Вспоминаем 5 лучших фильмов Марка Захарова

«Граф Калиостро» был опубликован в 1921 году. Произведение сразу же стало очень популярным. В начале 1930-х годов Голливуд не устоял перед чарами повести и взялся за его экранизацию. Однако судьба картины оказалась трагичной. Во время съемок перевернулась машина с актерами, унеся жизнь исполнителя главной роли Калиостро. Эта трагедия породила легенду о проклятии, якобы тяготеющем над «Графом Калиостро».

Повесть долгое время оставалась нетронутой кинематографистами. Лишь спустя несколько десятилетий за нее взялся советский драматург Григорий Горин. Он не стал слепо следовать сюжету, а сохранил лишь основную канву истории и имя главного героя, но превратил произведение в легкую комедию. Вместо мрачной атмосферы повести в фильме царит праздничное настроение. Режиссер Марк Захаров добавил в картину музыкальные номера и танцы, что сделало ее еще более динамичной и веселой.

Работа над фильмом

Создание фильма «Формула любви» оказалось настоящим испытанием. Сложности начались уже на этапе кинопроб. Марк Захаров столкнулся с неожиданным отказом многих известных актеров.

Суеверный страх перед «проклятием Калиостро» отпугнул многих мэтров советского кино. Роль графа Калиостро писалась специально для Олега Янковского, но он отказался. Никита Михалков, прочитав сценарий, сослался на занятость. Грузинский актер Нодар Мгалоблишвили, поначалу отнекиваясь из-за языкового барьера, все же был уговорен режиссером. Его потом озвучил Армен Джигарханян. Ходили слухи, что актер перед съемками ходил в церковь.

Юная Елена Валюшкина, поначалу отказавшись от роли, все же стала экранной красавицей Машей. Когда актерский состав был сформирован, начались съемки. Но они с самого первого дня не задались. Погодные капризы, поломка камеры… В начале фильма видно, как скоморохи запускали деревянные колеса. И одно из них задело камень, поменяло траекторию своего движения и полетело на камеру, разбив ее вдребезги. Это произошло в первый же день съемок и пришлось ехать за новой аппаратурой. Все говорили, что, наверное, фильм не «пойдет». Уж слишком нехорошая примета.

Татьяна Пельтцер, блистательная исполнительница роли Федосьи Ивановны, за неделю до начала съемок сломала три ребра. Но актриса, не желая терять роль, заковала себя в жесткий корсет и просила не сообщать о травме Марку Захарову. И ей удалось сохранить свой секрет! Ни костюмеры, ежедневно работавшие с Пельтцер, ни режиссер не заподозрили ничего. Единственное, что их удивило — это необходимость ушивать костюмы, сшитые строго по меркам актрисы. Татьяна Ивановна буквально «исчезала» в них. Ушивать наряды приходилось прямо перед выходом на площадку.

Начало съемок отмечали в номере у Нодара Мгалоблишвили, где царила атмосфера веселья. Он распевал песни, и его чарующий голос разносился по округе. Вдруг из открытого окна донеслись аплодисменты. Незнакомая женщина поинтересовалась, чей такой прекрасный голос. Актер выглянул в окно и представился. Незнакомка шутливо спросила, совершает ли он ради женщин подвиги. «Вы можете спрыгнуть вниз?» – и, к всеобщему удивлению, Мгалоблишвили прыгнул. Несмотря на полученный перелом ноги, актер продолжил работу, но его почти не снимали в полный рост.

На съемочной площадке царил дух азарта: актеры стремились выполнить все трюки самостоятельно, не прибегая к помощи каскадеров. Александр Абдулов, известный своим бесстрашием, во время съемок чуть не разбился. Управляя каретой, он не справился с лошадьми, и повозка, перевернувшись, рухнула в овраг. К счастью, оператору удалось запечатлеть нужные кадры, а сам актер выбрался живой и невредимый. Не обошлось без происшествий и на долю Александры Захаровой. Во время съемок зажигательного танца босиком она сломала палец на ноге.

При всем при этом фильм сняли в рекордные сроки – всего за полтора месяца. Он был прекрасно принят зрителями и вошел в золотой фонд советского кино.

Читать: «Тот самый Мюнхгаузен»: самая сложная сцена в фильме