«Девять дней одного года»: какие сцены пришлось вырезать?

В начале 1960-х годов, когда у Советского Союза уже была атомная бомба и страна первая в мире отправила человека в Космос, был огромный всплеск интереса к техническим наукам. Кинематограф не оставался в стороне, и режиссеры активно брались за научные темы. Драма «Девять дней одного года» была одной из первых и посвящена опасной работе физиков-ядерщиков. Она стала культурным событием в жизни страны, а обсуждали ее с одинаковым энтузиазмом как в научных, так и в киноведческих кругах.

Над сценарием фильма работали автор идеи Даниил Храбровицкий и режиссер Михаил Ромм. А консультировали их настоящие ученые, среди которых были светила в своих областях — лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау. Эта работа заняла у Ромма и Храбровицкого два года.

Читать: Жизнь Алексея Баталова: слава, любовь и боль

«Вся работа над сценарием, от варианта к варианту, заключалась в том, чтобы разрушать внешнюю логику течения событий, ослаблять искусственные сюжетные сцепки, в то время как раньше, в течение тридцати лет, моя работа сводилась как раз к обратному», – говорил Михаил Ромм.

По сюжету физики-ядерщики, старые друзья Дмитрий Гусев и Илья Куликов, влюблены в одну девушку – Лёлю. Однако драма состоит в том, что самая большая любовь их жизни — это наука. Они дополняют друг друга, сочетая в себе порыв и осторожность вместе с смелостью и расчетом. В результате экспериментов один из них получает опасную для жизни дозу радиации. Предупреждения медиков не останавливают ученого в долгих и, возможно, последних поисках истины.

Перед широкой премьерой картину «Девять дней одного года» демонстрировали комиссии по атомной промышленности, которая долго не могла определиться — отпугнет ли фильм молодых ученых от столь важной отрасли. В комиссии обратили внимание на то, что в ленте много лысых мужчин, поэтому пытались выведать у Ромма, означает ли это, что все они облучены?

Читать: Кто помог Алексею Баталову подготовиться к роли в фильме «Дорогой мой человек»?

Согласно опросу читателей журнала «Советский экран», Алексей Баталов стал лучшим актером года, а «Девять дней одного года» был признан лучшим фильмом года. Картина удостоилась дипломов и премий на международных кинофестивалях.