Драматические факты из жизни великой Марии Каллас

Карьера Марии Каллас была в равной степени знаковой и противоречивой, но она не имела ничего общего с ее абсолютно cкандальной закулисной жизнью. Она устраивала истерики и ссоры, разрушила жизнь одной из самых известных пар самым скандальным образом. После всего этого кажется вполне закономерным, что ее конец был столь же драматичным.

Происхождение и семья

Мария Каллас родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке. Ее родители Джордж и Литса иммигрировали из Греции в США, надеясь улучшить свою жизнь. К сожалению, они были обречены с самого начала: в то время как Джордж был беззаботным и малообразованным человеком, Литса была одержима желанием стать влиятельной светской львицей. К тому времени, когда они жили в Америке, семья уже распадалась. Но когда на свет появилась Мария, все стало еще хуже.

Во время беременности Марией, Литса потеряла маленького сына Василиса от менингита и отчаянно надеялась, что еще один мальчик заполнит пустоту. Женщина была так потрясена рождением девочки, что первые четыре дня ее жизни никто не мог заставить ее даже взглянуть на Марию. Однако довольно скоро это отношение приняло гораздо более тревожный оборот.

Некоторое время Литса продолжала игнорировать Марию, предпочитая ее старшую, красивую сестру Джеки. Но когда Марии исполнилось три года, семья начала замечать, что у их скромной маленькой девочки невероятный голос. Настолько невероятный, что Литса каждый раз, когда смотрела на нее, ей мерещились доллары и светские колонки. Внезапно мать стала фактически заставлять девочку петь, зарабатывая себе на ужин. Как позже вспоминала Мария: «Все те годы, которые я должна была играть и просто расти, я зарабатывала деньги». При этом Литса не забывала отмечать, что Мария стала «гадким утенком, толстым и неповоротливым».

Первые уроки пения

В конце 1930-х годов родители Марии разошлись, и мать с дочерьми вернулась в Грецию. Здесь вокальные данные Марии стали более очевидными, и в конце концов она попала к легендарной сопрано Эльвире де Идальго. Она обучала девочку таинственному искусству бельканто, манере пения 18 века, подчеркивающей эмоциональную связь с музыкой. Идальго назвала Каллас «феноменом», а у молодой девушки начали развиваться тревожные, разрушительные привычки.

С юных лет Мария слышала от своей матери, что единственный способ чего-то стоить — это работать до предела. Хотя подросток уже могла петь самые сложные арии в мире, она все равно проводила по 10 часов в день в афинской консерватории. Конечно, это окупилось, но обошлось слишком дорого.

Первые шаги на сцене

В феврале 1941 года Каллас впервые вышла на большую сцену. Хотя это была лишь второстепенная роль, она произвела впечатление на своих коллег – только не самое лучшее. Мария была настолько хороша на репетициях, что все поняли – перед ними будущая звезда. Многие артисты на сцене раздражались, что Мария буквально отодвинула их на задний план, поэтому они начали активно ее саботировать. Известные сопрано Нафсика Галану и Анна Реммунду прямо во время спектакля «делали ей замечания, бормоча, смеясь и показывая на нее пальцем». Каллас одержала верх, применив простейшую возможную тактику – она ​​была чертовски хороша.

Голос

И все же у Каллас была одна огромная ахиллесова пята. Одним из первых препятствий, с которыми она столкнулась, был ее голос. По сей день бушуют споры о том, каким он был. Некоторые находили его грубость и силу «по сути уродливыми», а более поздний наставник Каллас Туллио Серафин даже прозвал ее Una grande vociaccia, что, как он выразился, означало «в некотором роде великий уродливый голос». «Хуже всех», – соглашалась Каллас. Она презирала свой голос на протяжении большей части своей карьеры.

Жестокое оскорбление

Каллас могла сражаться как дьявол. Вундеркинд вокального искусства, молодая, все еще пухленькая Мария была назначена на главную роль в опере Афинской национальной труппы после того, как более опытная артистка заболела. Тем вечером, одеваясь для спектакля, Каллас услышала, как некий мужчина сказал: «Эта толстая ведьма никогда не потянет это». Ее реакция была быстрой и жестокой. Она побежала за ним и напала на него. Крича и разорвав его рубашку, она окровавила его нос. Ей также досталось в глаз. Тем не менее, будучи профессионалом, Каллас вышла на сцену с опухшим глазом, что вызвало восторженные отзывы критиков.

Замужество

В середине 1940-х годов жизнь дивы перешла от классической к мыльной опере. Живя в Вероне и строя оперную карьеру, 24-летняя певица познакомилась с богатым промышленником Джованни Менегини. Он был на 26 лет старше ее. В 1949 году Мария официально вышла замуж за Джованни, и даже сменила сценический псевдоним на Мария Менегини Каллас. Несмотря на бурный роман, в их отношениях была и расчетливая сторона. Очевидно, увидев потенциал в своей невесте, Джованни начал управлять ее графиком выступлений.

Каллас дали невыполнимое задание

Однажды в театре произошло ЧП и Каллас сообщили, что она должна исполнить две совершенно разные партии с разницей в несколько дней. Настоящее безумие, и все это знали. По мере приближения премьеры весь город ждал, когда божественная Мария Каллас опозорится. Каллас взорвала оба спектакля, заставив даже самых суровых критиков отметить, что она сделала почти невозможное.

Это вознесло Каллас в стратосферу оперного искусства, не говоря уже о том, что возродило интерес людей к операм бельканто. Она исполнила партию Брунгильды в опере «Валькирия» Рихарда Вагнера. За один вечер Каллас превратилась из чрезвычайно талантливой в культовую певицу. Но, как известно, чем выше летаешь, тем сильнее падаешь.

Вражда на века

В начале 1950-х годов итальянская певица Рената Тебальди начала восходить по карьерной лестнице, и многие считали ее прямой конкуренткой «Богом одаренной» Каллас. Лирическое сопрано, Тебальди обладала классическим голосом чистой красоты. Началась вражда на века.

Первое время Тебальди и Каллас не мешали друг другу, но в 1951 году наступил переломный момент. В том году обе сопрано должны были выступить на одной сцене в Рио-де-Жанейро, Бразилии. Из уважения друг к другу (и своему эго) они обоюдно согласились не выступать на бис. Однако Тебальди дважды выступила на бис. За кулисами Каллас была вне себя от ярости, и, будучи дивой до мозга костей, она не могла забыть публичное «оскорбление».

В то время как Тебальди часто избегала выступлений Каллас, гречанка, всегда готовая вступить в драку, выбрала совершенно другой курс. Согласно журналу Time, Каллас демонстративно появлялась по вечерам, когда выступала Тебальди, садилась в ложе и громко «подбадривала» Тебальди, пока бедная женщина не начинала терять уверенность на сцене.

Читать: Лучано Паваротти: карьера, семья и дети

В разгар многочисленных распрей публика начала выбирать чью-то сторону. Сторонники ее соперницы шипели на Каллас во время ее выступлений, но это имело противоположный эффект и только разжигало ее огонь. Как выразилась певица: «Пока я слышу, как они шипят, как змеи, я знаю, что я на высоте. Если бы я ничего не слышала от врагов, я бы поняла, что поскользнулась. Я бы знала, что они меня больше не боятся».

Рената Тебальди однажды сказала: «У меня есть одна вещь, которой нет у Каллас: сердце». Ответ Каллас был очень резким. Она сказала, что они с Тебальди настолько стилистически отличаются, что это похоже на «сравнение шампанского с коньяком… нет… с кока-колой». Хотя Каллас позже клялась, что ее неверно процитировали.

Обе певицы потом утверждали, что соперничество было преувеличенным, но даже их самые близкие люди знали, что лучше не упоминать имя одной из них перед другой. Тем не менее отношение к Тебальди было только началом кошмарной репутации Каллас.

Каллас была «слишком толстой»

Из пухленького ребенка и подростка Каллас превратилась в полную женщину. При росте 173 см она весила чуть менее 90 кг. Однажды певица была на обеденном перерыве с баритоном Тито Гобби и своим давним наставником Туллио Серафином. Серафин смотрел, как Каллас ест, а затем сказал ей, что она слишком много позволяет себе. Когда Каллас возразила, что она не такая уж толстая, ее «друг» предложил ей встать на весы рядом с рестораном.

Каллас согласилась, и когда увидела цифры она замолчала. Тогда что-то в ней сломалось. Вскоре после этой «дружеской» беседы певица решила, что ей нужно похудеть. Она утверждала, что из-за своего веса «утомлялась» на сцене. Когда Каллас, наконец, похудела ее результаты оказались тревожными.

Она потеряла почти 35 кг за год, превратившись в «стройную и изящную женщину», которую один дирижер назвал «возможно, самой красивой девушкой на сцене». Певица сбросила вес настолько быстро, что некоторые утверждали, что она проглотила ленточного червя. Сама Каллас клялась, что это всего лишь салаты и курица.

Очередной скандал

Бремя оперного мира начинало давить на Каллас, и череда новых скандалов поставила ее на грань. В 1958 году певица попыталась отказаться от выступления в римском оперном театре, сославшись на болезнь и попросив дублера. Руководство, ожидавшее в ту ночь президента Италии, просто сказало ей: «Никто не может заменить Каллас» и настояло на том, чтобы спектакль состоялся.

В результате больная женщина ушла после первого акта, в результате чего в театре началось столпотворение. СМИ обвинили ее в нападении на главу государства, и вскоре начали издеваться над ней, говоря: «Если вы хотите услышать Каллас, не наряжайтесь. Просто сходите на репетицию; она обычно остается там до конца». А потом был расторгнут ее контракт с Метрополитен-оперой.

Певица потеряла голос

Примерно в то же время, вместе с весом Каллас потеряла кое-что гораздо более ценное: голос. Хотя никто не может точно знать, что вызвало эту беду, многие связывают это именно с похудением. Как бы то ни было, ее голос постепенно начал терять свою полноту, и, как написала одна сопрано: «Я не думаю, что кто-либо, кто слушал Каллас после 1955 года, действительно слышал голос Каллас». Это была слишком болезненная и мучительная потеря и, возможно, именно поэтому Каллас начала разрушать свою жизнь изнутри.

5 июля 1965 года в Королевском оперном театре Лондона Каллас завершила сценическую карьеру в роли Тоски в постановке Франко Дзеффирелли с участием ее друга Тито Гобби.

Каллас познакомилась с «международным» плейбоем

В 1957 году Каллас была на роскошной вечеринке, где познакомилась с греческим судоходным магнатом Аристотелем Онассисом. Хотя она все еще была замужем за Джованни Менегини, Каллас не смогла устоять перед дерзким Онассисом, и вскоре у пары завязался жаркий роман. Они не удосужились скрыть свои отношения от публики, и Каллас не проявила к мужу никакой милосердия. Через два года она объявила о разрыве своего брака, одновременно забрав у Менегини право заниматься ее карьерой.

Каллас практически перестала выступать, как только познакомилась с Аристотелем Онассисом. Когда ее друг, режиссер Франко Дзеффирелли, спросил Каллас, почему она уходит от своей судьбы – оперы, она ответила ему: «Я пытаюсь реализоваться как женщина». Каллас отказалась почти от всего, чтобы быть с Аристотелем. Они были неразлучны более десяти лет, но их любовь была полна трагедий, остававшихся в тайне.

Хотя бывший муж Каллас Менегини утверждал, что она не могла иметь детей, есть свидетельства того, что Каллас забеременела от Онассиса и то ли у нее случился выкидыш, то ли, согласно гораздо более драматичной, но менее доказанной версии, она родила сына, но он прожил всего несколько часов.

Предательство

В 1963 году Аристотель Онассис отправился в одно из своих многочисленных путешествий на яхте, но на этот раз он не взял с собой Каллас. Вместо этого Онассис пригласил первую леди США Джеки Кеннеди. Якобы он хотел помочь женщине пережить потерю ее сына Патрика.

В течение многих лет Онассис ждал Джеки и в 1968 году совершил окончательное предательство по отношению к Марии Каллас. Поскольку Каллас и Онассис никогда не были женаты, судоходному магнату было легко сделать Джеки официальное предложение.

Сегодня многие считают, что Онассис не столько любил Джеки, сколько хотел обладать «самой известной женщиной в мире». На самом деле в его сердце была Каллас, и Аристотель вернулся к ней через несколько дней после свадьбы с Джеки, умоляя возобновить их отношения под покровом ночи.

Воссоединение

Сначала, как и многие уважающие себя женщины, Каллас посоветовала Онассису убраться от нее подальше. Почти обезумев от страсти, он поклялся, что врезался бы на своем «Мерседесе» в дом Каллас, если бы она продолжала отказывать ему. К сожалению, именно это убедило Каллас, что она должна вернуться к нему. Они снова разожгли свое пламя любви до того, как Джеки успела распаковать свои вещи.

Каллас и Онассис встречались каждый месяц, как часы, чтобы утолить свои желания. Шли годы, и Аристотель Онассис начал глубоко сожалеть о том, что женился на Джеки, и чувствовал, что, поступив так, он предал Марию. Соответственно, он возбудил дело о разводе с бывшей первой леди. Однако у этой истории нет счастливого конца.

Смерть Онассиса

Мы никогда не узнаем, намеревался ли Онассис наконец сделать Каллас своей женой. Вскоре после начала оформления развода он тяжело заболел. Онассис много лет страдал от неврологического расстройства миастении, и в 1975 году медики срочно положили его в больницу. Когда Онассис лежал на смертном одре, Джеки отказалась навещать его, вместо этого отправившись в очень важный отпуск. Тем не менее, она потребовала, чтобы никто не впускал Каллас к умирающему.

Каллас была так же предана Онассису, как и он ей, и она не позволила первой леди испортить свое прощание с любимым человеком. Обладая чарами и связями, она сумела проникнуть в палату Онассиса. Певица пробыла с Онассисом, который находился в коме в течение часа, отсчитывая драгоценные минуты.

К этому моменту все знали, что Мария Каллас была единственной настоящей любовью в жизни Аристотеля Онассиса. Его водитель Яикинто Росса также признался, что «она была его настоящей женой, хотя они никогда не были женаты».

Читать: Аристотель Онассис: три главные женщины в жизни миллиардера

Всего через несколько дней после того визита Аристотель Онассис скончался в больнице. Каллас была опустошена, но ей предстояла еще одна жестокая травма. Джеки продолжала иметь огромное влияние на международной арене, поэтому семья Онассиса согласилась выплатить ей огромную компенсацию в размере 26 миллионов долларов, в то время как Каллас не получила абсолютно ничего.

Каллас стала затворницей

Без Онассиса Каллас стала оболочкой своего прежнего огненного «я». В конце концов, его появление в ее жизни совпало с концом ее оперной карьеры и угасанием ее голоса. Без шумного магната жизнь дивы стала тихой и замкнутой; она по-прежнему жила в Париже, но очень немногие видели, как она выходила из своей квартиры. Согласно одному источнику, она проводила время, слушая свои старые записи и заново переживая дни своей славы. «Поскольку я потеряла голос, я хочу умереть. Что я без голоса? Ничего», – призналась она однажды своей сестре Джеки.

Смерть певицы

В конце концов, все выглядело так, будто Каллас не могла жить без Онассиса, потому что она вскоре последовала за ним. 16 сентября 1977 года, всего через два года после смерти Аристотеля, Каллас умерла от сердечного приступа в возрасте всего 53 лет. Причиной смерти Каллас стала легочная эмболия.

Оперная дива была кремирована на парижском кладбище Пер-Лашез и ее прах был помещен в колумбарий. После того, как урна была украдена, а позже обнаружена, весной 1979 года прах Марии Каллас был развеян в Эгейском море, у берегов Греции, согласно ее желанию.

В 2010 году два итальянских врача заявили, что в смерти Каллас виновата дегенеративная болезнь голосовых связок. Это был внезапный, преждевременный конец, который подходил для либретто трагической оперы и, следовательно, подходил для одной из самых легендарных оперных див.