С конца 1960-х годов ограничения на то, что нельзя показывать в кино, были значительно ослаблены, что привело к новой эпохе кинематографа, в которой сексуальные темы показывались гораздо более откровенно и открыто, чем допускалось раньше.
К 1980-м годам казалось, что подобный контент больше не сможет удивить зрителей. Но это было до 1986 года, когда вышел фильм «9½ недель». Эта противоречивая эротическая драма заставила людей говорить о ней по всему миру, а главные звезды Ким Бейсингер и Микки Рурк стали одними из самых востребованных актеров.
Фильм также подготовил почву для более откровенных и провокационных картин для взрослых, которые вскоре последовали, например, «Роковое влечение» и «Основной инстинкт».
Вот некоторые факты о драме «9½ недель», которые вы могли не знать.
1. Фильм «9½ недель» основан на книге 1978 года «Девять с половиной недель: воспоминания о любовном романе», написанной Ингеборгой Дэй. Наряду с подробным описанием интимных моментов, в романе также присутствует насильственное, преступное поведение, которое в конечном итоге приводит к нервному срыву главной героини.
Адаптируя сюжет для экрана, режиссер Адриан Лайн и сценаристы значительно смягчили историю. Насилие было почти полностью удалено, а эмоциональное воздействие на главную героиню Элизабет (Ким Бэсингер) менее остро.
2. В претендентках на главную роли Элизабет МакГроу не было недостатка среди известных актрис. Кэтлин Тернер и Тери Гарр проявили интерес и встретились с создателями фильма. Жаклин Биссетт также предложили роль, но она отказалась, так как ей не нравился сюжет.
Изабелла Росселлини была близка к тому, чтобы получить роль, снимаясь в кинопробах вместе с Микки Рурком, исполнителем главной роли. Однако, когда Ким Бейсингер пришла на прослушивание, режиссер Адриан Лайн понял, что нашел свою главную героиню.
Говорят, что Деми Мур также боролась за эту роль, но была сочтена слишком молодой, ей тогда был всего 21 год.
3. Когда Ким Бейсингер впервые пришла на пробы, ей было 33 года, и она была не такой уж знаменитой. У актрисы возникли сомнения по поводу фильма, поскольку ее сразу попросили сыграть очень напряженную и унизительную сцену (которую в итоге вырезали из финальной версии фильма).
Актриса покинула пробы в слезах и чувствовала себя униженной этим опытом. Из-за этого Бейсингер сказала своему агенту, что никогда больше ничего не хочет слышать о «9½ неделях». Однако режиссер Адриан Лайн и Микки Рурк прислали ей огромный букет роз и умоляли ее сказать «да».
В конце концов, Бейсингер передумала, решив, что столкновение со своими страхами поможет ей вырасти как актрисе.
4. «9½ недель» рассказывают о двух незнакомцах, которые вступают в любовные отношения на протяжении всего периода, указанного в названии. Успех фильма во многом зависел от химии между двумя ведущими актерами. У режиссера были конкретные идеи о том, как создать напряжение, необходимое между Ким Бейсингер и Микки Рурком.
Таким образом, Лайн установил для актеров несколько строгих правил, запрещающих им проводить время вместе до или во время съемок. Лайн объяснил тогда, что почувствовал «враждебность и сексуальную энергию» между актерами на пробах. И он считал, что «если актеры пойдут вместе выпить кофе, они потеряют это состояние».
5. «9½ недель» был фильмом, который с самого начала ставил перед собой цель раздвинуть границы. Несмотря на это, было отснято много материала, который в конечном итоге сочли слишком экстремальным для фильма. Эти неиспользованные кадры (их 14 часов) теперь принадлежат самой Ким Бэсингер. Ни один из них никогда не был показан публично. Большая часть вырезанного материала соответствовала оригинальному роману.
6. К тому времени, когда Ким Бейсингер снималась в фильме, она уже несколько лет была замужем за гримером Роном Снайдером. Съемки в роли, которая так сильно сосредоточена на романе с другим мужчиной, сказались лично на актрисе.
Бейсингер вспоминает: «У нас с мужем было плохое время… Я думаю, что напряжение, связанное с этим – осознание того, что делается, навредило бы любому партнеру. Я полностью эмоционально пренебрегла им в течение целого года. Мне просто нечего было отдавать, а в отношениях это невозможно». Бейсингер и Снайдер развелись в 1989 году.
7. Когда вышли «9½ недель», возникли некоторые разногласия по поводу методов, которые режиссер Эдриан Лайн использовал со своим актерским составом, в частности, с Ким Бейсингер. Во-первых, режиссер очень строго придерживался своего правила, согласно которому Бейсингер и Рурк не должны узнавать друг друга. Рурк даже не смотрел на свою партнершу в перерывах между дублями.
Вдобавок к этому Лайн и Рурк прибегли к мерам, которые, по мнению некоторых наблюдателей, зашли слишком далеко, чтобы получить от Бейсингера ожидаемую ими реакцию. Это дошло до крайности при съемке особенно жесткой и изнурительной сцены в финале, о которой мы писали выше (она была вырезана из фильма).
Однажды Рурк по совету режиссера болезненно сжал руку Бейсингер, пока она не заплакала, а затем ударил ее по лицу; сразу после этого они приступили к съемке.
8. Конфликтующие графики актеров и доступность локаций часто приводят к тому, что сцены снимаются совершенно не по порядку. Однако для фильма «9½ недель» были предприняты все усилия, чтобы этого не произошло.
Адриан Лайн настаивал на том, чтобы сцены снимались как можно ближе к тому порядку, в каком они идут в фильме. Режиссер объяснял, что это было сделано для того, чтобы они могли «позволить отношениям актеров выстраиваться на пленке».
9. Фильм «9½ недель» за прошедшие годы приобрел своего рода статус классического, но он не всех впечатлил сразу после выхода. Помимо провала в прокате в США, фильм также привлек внимание премии «Золотая малина». В 1987 фильм был номинирован на премию в категориях «Худший сценарий», «Худшая оригинальная песня» и «Худшая актриса».
К счастью для Бейсингер, приз «Худшая актриса» достался Мадонне за фильм «Шанхайский сюрприз», а «Худшая песня» оказалась у фильма «Любовь или деньги». «9½ недель» также повезло в категории «Худший сценарий» – эта награда досталась одному из самых известных анимационных фильмов десятилетия «Говард-утка».
10. До «9½ недель» Ким Бейсингер снялась однажды для журнала Playboy, поэтому ей было не привыкать к наготе. Несмотря на это, сообщалось, что использовалась неизвестная дублерша для определенных сцен в фильме.
Говорят, что это было в эпизоде в картинной галерее и в сцене с использованием льда. Использование дублеров, конечно, не является чем-то новым в Голливуде. Однако с тех пор Бейсингер сыграла в сексуальных сценах в ряде других фильмов, включая «Окончательный анализ» и «Побег».
11. После «9½ недель» британский кинорежиссер Адриан Лайн прочно утвердился в качестве одного из главных провокаторов Голливуда. В дальнейшем он будет продолжать снимать сцены для ряда фильмов, которые еще больше расширили рамки контента для взрослых в массовом кино.
Следующим фильмом режиссера стал «Роковое влечение» 1987 года, нашумевший и вызывающий много споров хит с Майклом Дугласом и Гленн Клоуз в главных ролях. Затем, в 1993 году, он снял откровенные сцены в «Непристойном предложении», еще одной широко обсуждаемой драме для взрослых с Робертом Редфордом, Деми Мур и Вуди Харрельсоном.
Позже Лайн снял ремейк «Лолиты» и фильм «Неверная», а в 2021 году он вернется на эту провокационную территорию со своим фильмом «Глубокая вода».
12. Спустя 25 лет после того, как фильм «9½ недель» впервые попал на экраны, подобная история вновь захватила воображение публики. Роман «Пятьдесят оттенков серого» попал на книжные полки в 2011 году и стал неожиданной сенсацией.
Успех книги (у читателей, но не у критиков) привел к появлению серии последующих книг и трилогии фильмов. Широко отмечалось, что роман Э.Джеймс в значительной степени обязан «9½ неделям».
Примечательно, что у главных героев обеих историй очень похожие имена: Джон Грей в «9½ недель» и Кристиан Грей в «50 оттенках серого». Сами создатели фильма признали этот факт, пригласив Ким Бейсингер на роль матери Кристиана Грея в последних двух фильмах «Пятьдесят оттенков серого».