Фильм «Гравитация»: как снимались сцены невесомости?

Как режиссер Альфонсо Куарон и его команда заставили актеров летать в невесомости – настолько хорошо, что режиссер «Аватара» Джеймс Кэмерон сказал, что «Гравитация» – «лучший космический фильм из когда-либо созданных»?

В картине, вышедшей в прокат в 2013 году фильм, рассказывается, как члены экипажа американского космического шаттла «Эксплорер» – командир Мэтт Ковальски и научный астронавт Райан Стоун пытаются вернуться на Землю. Они единственные, кто выжил в космической миссии по ремонту телескопа «Хаббл». В главных ролях технотриллера снялись Сандра Буллок и Джордж Клуни.

Фильм имел огромный коммерческий успех, он собрал более 720 млн. долларов по всему миру при бюджете в 100 млн. Этот фильм также имел большой успех у критиков, поскольку был удостоен 7 «Оскаров», включая категорию «Лучшего режиссера».

Остальные 6 статуэток представляют собой технические категории. Это неудивительно, учитывая уровень качества, необходимого для создания этого художественного фильма. Просто снимать сцены в невесомости – уже технический подвиг.

Так как же продюсерам удалось снять сцены, которые должны были происходить в невесомости?

«Нам пришлось заново учиться физике, поскольку все мы привыкли к движению дуг, определяемых весом. Нам пришлось все это забыть», – рассказывал старший по анимации Дэвид Ширк.

Читать: Лучшие и худшие космические фильмы по версии НАСА

Анимация сформировала игру актеров. «Живое действие ограничивалось тем, что было заранее запрограммировано. Из-за сложного технологического процесса запас для импровизации и спонтанности был очень маленьким, что усложняло задачу актерам», – сказал режиссер.

Сцены с невесомостью в «Аполлоне-13» были сняты короткими дублями во время полетов параболического самолета, который обеспечивает примерно полминуты невесомости за раз. Эти, вызывающие тошноту, полеты не подходили для «Гравитации» – отчасти потому, что режиссер собирался делать более длительные съемки, а отчасти потому, что Баллок смертельно боится летать.

В некоторых сценах актеры снимались во время плавания под водой. Для других – команда специалистов по визуальным эффектам во главе с Нилом Корбоулдом изобрели устройство с 12 кабелями, чтобы создать иллюзию того, что Сандра Баллок парит в невесомости.

Поскольку обычные кабели не дают желаемого эффекта, Нил Корблоуд разработал такую систему кабелей, которой можно управлять вручную или дистанционно, благодаря миниатюрной компьютеризированной копии механизма.

Всего к плечам Сандры Буллок было прикреплено 6 тросов и еще по 6 вокруг ее талии, чтобы избежать эффекта балансировки. Система управлялась известными кукловодами. Кроме того, другие устройства, к которым были прикреплены актеры, позволяли им поворачиваться в разные стороны.

Наконец, роботизированные механизмы, идентичные тому, что используются в автомобильной промышленности, позволили сделать ряд смелых кадров. Но для того, чтобы эффект невесомости заработал, потребовались годы усилий и инноваций на миллион долларов.