Секреты создания приключенческого фильма «Всадник без головы»

Более чем через три десятилетия после выхода культовых приключенческих лент «Дети капитана Гранта» (1936) и «Остров сокровищ» (1937), маститый режиссер Владимир Вайншток вернулся в кинематограф, загоревшись идеей снять новую картину в жанре приключений.

Одержимый желанием превзойти самого себя, Вайншток остановил свой выбор на романе Майн Рида «Всадник без головы». Он был уверен, что эта популярнейшая в СССР книга станет идеальной основой для нового фильма. Ведь Дикий Запад манил не только юных читателей, зачитывающихся Майн Ридом. И кино, как никакой другой вид искусства, могло перенести их в этот мир, полный опасностей и приключений.

Читать: Как проходили опасные съемки «Неуловимых мстителей»?

Для работы над сценарием Вайншток пригласил опытного сценариста Павла Финна. Вместе они отправились в Югославию, где рассчитывали наладить сотрудничество с местными кинематографистами. Югославские приключенческие картины с Гойко Митичем в главной роли пользовались огромной популярностью в СССР. Кроме того, в окрестностях Белграда уже был построен тематический городок «Дикий Запад», что делало Югославию идеальной площадкой для съемок. Однако в августе 1968 года планы были перечеркнуты: ввод советских войск в Прагу привел к негативной реакции Югославии, и договор о совместном производстве фильма так и не был подписан.

Но Вайншток не сдался. Он упорно добивался нового разрешения на съемки, параллельно ища новых партнеров за рубежом. И его усилия увенчались успехом: к проекту подключились коллеги с Острова Свободы. Кубинцы предложили своих звезд – знойную Эслинду Нуньес и колоритного Энрике Сантиэстебана. Кроме них, для работы над картиной в Советский Союз приехали и другие кубинские актеры.

Но кто же исполнит главную роль? Сначала Вайншток предложил ее Олегу Стриженову, который недавно блистал в «Миссии в Кабуле», снятой по сценарию того же тандема Вайнштока и Финна. Однако актер вежливо отказался, пошутив, что ему привычнее играть всадников с головой. Взгляд Вайнштока тогда упал на Олега Видова, его коллегу по «Миссии в Кабуле». Режиссер видел в Видове идеальное воплощение образа Мориса Джеральда – харизматичного ковбоя, олицетворяющего дух Дикого Запада.

Неожиданным выбором на роль Луизы Пойндекстер стала «Наташа Ростова» советского кино – Людмила Савельева. Это был смелый шаг со стороны Вайнштока, но он оказался верным. В паре с Олегом Видовым Савельева создала неповторимый образ.

Актеры были утверждены и начались съемки, полные приключений. Первую же сцену – пожар в прерии – планировалось снять на горном плато в Азербайджане. Но прерия гореть упорно отказывалась, и пришлось вылить на землю целых две цистерны керосина. Потом с огромным трудом пожар потушили, но тут выяснилось, что лошади, которых собирали со всей страны, разбежались. Вообще, с лошадьми возникла почти неразрешимая проблема: они должны были быть не похожими на местных. Не найдя другого выхода, гривы и хвосты отечественных скакунов пришлось покрасить серебряной краской. Режиссер хотел, чтобы советские зрители, увидев этот фильм, погрузились в атмосферу совершенно другого мира.

После азербайджанской командировки съемочная группа должна была отправиться в Крым, к Белой Скале, где планировалось продолжить работу. Однако планы Вайнштока нарушила съемочная группа фильма «Чиполлино», которая, начав работу на этой же локации немного раньше, не уложилась в график. В итоге ковбойский городок пришлось строить по соседству – в Красной Балке.

Читать: «Белое солнце пустыни»: как работали над картиной

Немало хлопот доставил и крымский пейзаж, не слишком похожий на выжженные солнцем бескрайние прерии Дикого Запада. По заданию оператора, растительность в некоторых местах подкрашивали, а в других – и вовсе выкорчевывали. Но как же найти в Крыму достаточное количество темнокожих статистов, необходимых для массовых сцен с рабами? Гримировать местных жителей было нецелесообразно: это требовало бы слишком много времени. Везти массовку с Кубы – слишком дорогостоящее решение. К счастью, на тот момент в Симферополе училось много кубинских студентов, которые с радостью согласились подработать.

Какой же вестерн без скачек, стрельбы, погонь и опасностей на каждом шагу? А для актеров, которые предпочитают выполнять трюки самостоятельно, эти опасности возрастают вдвойне. Олег Видов, известный своим бесстрашием, был именно таким. Он искусно скакал на лошади, чем прекрасно дополнял образ своего героя. Не осталась в стороне и Людмила Савельева. Ей тоже пришлось освоить верховую езду, и даже мчаться на полном скаку в дамском седле, которое называют «Амазонкой». На это даже смотреть было страшно.

Выбор режиссера на роль Зеба Стампа в фильме озадачил всех. Вместо опытного актера он пригласил Ивана Петрова, певца Большого театра, ни разу не пробовавшего себя в кино. Но это не единственное испытание, поджидавшее Народного артиста. Ему предстояло проехаться на лошади, и заменить его было нельзя, поскольку лицо артиста должно было быть в кадре. Петров сел в седло, лошадь рванула с места, и певец, постепенно заваливаясь набок, упал. А там были немаленькие камни, но, к счастью, обошлось без травм. От повторного дубля Петров категорически отказался, умная лошадь тоже упиралась. Однако режиссер был непреклонен. Дубль повторили, и все произошло точно так же.

Невероятный случай произошел на съемочной площадке фильма, повергнув всю команду в шок. Из-за халатности пиротехников кубинская актриса Эслинда Нуньес едва не погибла. Энрике Сантиэстебан, исполнявший роль Эль Койота, должен был эффектно застрелить героиню Нуньес. Он выхватил кольт и выстрелил, конечно, холостыми патронами. Однако оружие было реальным, музейным. Это означало, что в барабан засыпался порох и ставился пыж. Во время выстрела пыж вылетел из кольта и попал актрисе в живот. Она схватилась за него и упала. Когда съемка закончилась, Нуньес, все еще в шоке, протянула руки и показала этот пыж. К счастью, актриса выжила, и все обошлось.

Помимо прочего, съемочную группу ждала еще одна сложность: как же снять того самого всадника без головы? Да и как управлять лошадью без уздечки и поводьев? Спустя годы ходили легенды, что наездником был карлик или даже ребенок. Но на самом деле в седле скрывалась опытная наездница – тренер с Раменского ипподрома. Невысокого роста, она облачалась в специальный каркас с отверстиями для глаз, а лошадью управляла ногами.

Несмотря на то, что «Всадник без головы» не снискал одобрения кинокритиков, он стал настоящим феноменом проката, установив рекорд по количеству зрителей в году своего релиза. Успех картины не ограничился Советским Союзом: «Всадник без головы» завоевал сердца зрителей и на Кубе. Однако в середине 1980-х годов, после эмиграции Олега Видова из СССР, фильм был запрещен. Лишь после распада страны «Всадник без головы» вернулся на экраны, вновь обретя своего зрителя.

Читать: Интересные истории, стоящие за созданием фильма «Достояние республики»