«Мэрилин Монро — величайшая комедийная актриса в кинобизнесе», — заявил кинопродюсер Fox Джерри Уолд. «Женщина-Чаплин». Летом 1959 года Уолд предложил Монро сняться в «Миллиардере», музыкальной комедии Нормана Красны, написавшего сценарий «Нескромного» (1958) для Ингрид Бергман и Кэри Гранта.
Монро была очень популярна, и студия Fox хотела извлечь выгоду из успеха своей звезды, последние два фильма которой были сняты для конкурирующих студий. Фактически, Монро не работала у них со времен «Автобусной остановки» 1956 года.
Поиски режиссера
Студия Fox хотела, чтобы Билли Уайлдер стал режиссером, явно надеясь воссоздать волшебство фильма «В джазе только девушки», но тот монтировал фильм для Paramount. Следующим кандидатом был Джордж Кьюкор, еще один режиссер из утвержденного списка Монро. Кьюкор был известен как «женский режиссер». Он добился успехов с такими фильмами, как «Женщины» (1939), «Филадельфийская история» (1940), «Звезда родилась» (1954) и др.
Читать: Как снимали комедию «В джазе только девушки»: 12 интересных историй
«У Мэрилин было абсолютно безошибочное чутье на комедию. В реальной жизни она не казалась смешной, но в ней было что-то такое. Она вела себя так, как будто не совсем понимала, почему это смешно, и именно поэтому это было так смешно», — сказал позже Кьюкор.
О чем фильм?
Фильм, получивший новое название «Займемся любовью», представляет собой закулисную историю французского миллиардера Жана-Марка Клемана (Ив Монтан), который узнает, что его репутация Казановы будет высмеяна в новом мюзикле. Отклоняя призыв своего адвоката (Уилфрид Хайд-Уайт) закрыть постановку, миллиардер вместо этого прислушивается к совету своего агента по связям с общественностью (Тони Рэндалл) и приходит в театр во время репетиций. В театре его принимают за неопытного актера, прослушивающегося на роль Клемана, то есть его самого. Очарованный главной исполнительницей Амандой Делл (Мэрилин Монро), миллиардер решает продолжить притворяться бедным актером, чтобы поухаживать за ней.
Читать: 10 лучших фильмов с участием Мэрилин Монро
Аманда, посещающая вечернюю школу, серьезно относится к самосовершенствованию и высказывает сильное предубеждение против богатых плейбоев. Ее больше интересует актерское искусство, мужчины, которые неловко обращаются с женщинами, и певец (Фрэнки Вон). Она начинает репетировать с новеньким «актером», чья маскировка не позволяет ему полагаться на деньги и власть, чтобы произвести на нее впечатление. Миллиардер нанимает известных мастеров комедии, пения и танцев (Милтона Берла, Бинга Кросби и Джина Келли), чтобы они помогли ему расшевелить Аманду, но понимает, что он совершенно бездарен. Тогда Клеман пускает в ход свое главное преимущество.
Идея сюжета заимствована из хита 1959 года «Телефон пополам», в котором мужчина преследует женщину, не заинтересованную в его репутации плейбоя, маскируясь под более чувствительного и открытого человека.
Как Ив Монтан попал в фильм?
Претендентами на роль Клемента были Грегори Пек, Юл Бриннер, Кэри Грант, Джеймс Стюарт, Чарлтон Хестон, Рок Хадсон. Когда пробы завершились, муж Монро, драматург Артур Миллер, организовал ее знакомство с французским актером и вокалистом Ивом Монтаном, выступавшим в концертном туре по Нью-Йорку. Он и стал ее партнером по фильму. Монро боролась за утверждение Монтана и победила. Хотя он родился недалеко от Флоренции (Италия), в трейлере к фильму Монтана представляли как «величайший подарок, который Франция послала нам со времен Статуи Свободы».
Своим выдающимся носом Монтан немного напоминал Джо Ди Маджо, бывшего мужа Монро. «После моего мужа (Миллера) и Марлона Брандо, я думаю, что Ив Монтан — самый привлекательный мужчина, которого я когда-либо встречала», — сказала Монро прессе на приеме, который она устроила в магазине студии Café de Paris.
История знаменитой сцены
В начале этого номера камера фокусируется на столбах пожарной части, потом сверху появляются ноги Монро, открываясь и закрываясь, когда она скользит вниз по столбу и попадает в кадр, прежде чем прошептать: «Мальчики!» К ней присоединяются десять танцоров в бежевых костюмах. Одетая в объемный синий свитер поверх черного купальника и в черных туфлях, Монро объявляет: «Меня зовут… Лолита, и мне нельзя играть… с мальчиками». Эта фраза напоминает скандальный роман Набокова. Далее Монро ползает по полу между раздвинутыми ногами танцоров.
Мужчины поднимают и несут ее по сцене. Этот акробатический номер, вероятно, самый сложный в карьере Монро. Кьюкор снимал этот эпизод медленно, по пятнадцать секунд, а Монро демонстрировала танцевальные движения, поставленные Джеком Коулом. Когда Коул случайно зацепился ногой за штатив для фотоаппарата, Монро поморщилась и схватилась за грудь, точно подражая своему хореографу в тот момент. На создание номера ушло одиннадцать дней.
Читать: Фрэнк Синатра имел свое мнение о причине смерти Мэрилин Монро
Но Мэрилин оценила терпение Коула. Она отправила ему поздравительную открытку, приложила к ней чек на 1500 долларов и записку, в которой говорилось: «Я действительно была ужасна, это, должно быть, был трудный опыт, пожалуйста, поезжай в какое-нибудь хорошее место на пару недель и веди себя так, как будто всего этого никогда не было». Через несколько дней Коул получил еще одну открытку с чеком на 500 долларов и надписью: «Останься еще на три дня». Он ответил телеграммой: «Вселенная сверкает чудесами, но ни одно из них не сияет так, как ты. Помните об этом, когда пойдете спать».
Синий свитер
Синий свитер, заказанный в Ирландии за 75 долларов художником по костюмам Дороти Джикинс, вызвал больше задержек на съемочной площадке, чем Мэрилин Монро. Актриса была стройной, потеряв вес, набранный во время беременности в конце 1958 года; однако исполнительный директор Fox Бадди Адлер пожаловался, что в синем свитере она выглядела беременной. Свитер прибавлял Монро вес, поскольку был закреплен к черному купальнику, чтобы не задирался во время танца.
История платьев Мэрилин Монро
На съемках Монро носила два собственных платья. Одним из них является платье-футляр с жакетом-болеро от дизайнера Жана-Луи (можно увидеть в финале фильма), который она часто носила на мероприятиях в 1958–1962 годах. А в номере, посвященном карьере Элвиса Пресли, Марии Каллас и Ван Клиберна, актриса надела усыпанное блестками серебристое платье, в котором была на премьере комедии «В джазе только девушки» в марте 1959 года.
Монро отметила день рождения на съемочной площадке
Монро отпраздновала свой 34-й день рождения на съемочной площадке и в подарок получила нитку жемчуга от Джорджа Кьюкора. Ее сфотографировали с детьми актеров и съемочной группы, приглашенными на мероприятие.
Почему на всех рекламных снимках звезды фильма пьют кофе?
Это была кампания Мэрилин Монро в СМИ по спасению малого бизнеса по продаже кофе. На этой фотографии она написала: «Нет ничего лучше вашего кофе». Во время съемок студия Fox расторгла с продавцом кофе контракт, который был источником средств к существованию одного человека. Монро воспользовалась своей властью и протестовала против увольнения, требуя, чтобы он остался; есть серия фотографий, на которых она и ее коллеги пьют кофе, который доставлялся к музыкальным номерам. Монро выиграла, и продавец кофе остался.
Реакция публики
При всех своих достоинствах и недостатках фильм был средний; но публика ожидала, что картина с Мэрилин Монро в главной роли будет получше. Несмотря на это, актриса восхитительна и понятна в этой роли. Она говорит своим естественным голосом, ее манеры естественны и непринуждены, она играет Аманду очень близко к себе настоящей. Американские издания отметили положительную реакцию публики на ее музыкальный номер.
«Займемся любовью» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшая музыка к мюзиклу». Кроме того, фильм получил номинацию на «Золотой глобус» за «Лучший музыкальный фильм» и номинацию на «Лучший написанный американский мюзикл» от Гильдии писателей Америки.
Читать: Почему Тони Кертис категорически отказывался работать с Мэрилин Монро?