История жизни беспокойной Анны Маньяни

Вспыльчивая, упрямая, страстная, со взрывным характером – вот лишь несколько слов, характеризующих талантливую итальянскую актрису Анну Маньяни.

Родившаяся 7 марта 1908 года в Риме, она оказалась брошенной матерью-подростком, и воспитывалась бабушкой и дедушкой по материнской линии. Анна не знала своего отца. Некоторые говорят, что он был египтянином, другие считают, что он был калабрейцем. Были люди, которые утверждали, что Маньяни родилась в Египте, но она, гордящаяся своим итальянским происхождением, говорила: «Я итальянка!».

Читать: Наполненная любовью жизнь Софи Лорен. Основано на мемуарах актрисы

После обучения в монастырской школе Анна поступила в Римскую академию драматического искусства и пела в ночных клубах и кабаре, чтобы прокормить себя. За эту работу ее прозвали итальянской Эдит Пиаф. Далее в течение многих лет Маньяни выступала в различных театрах и даже играла в театральной труппе в Южной Америке.

В 1933 году Анна познакомилась с режиссером Гоффредо Алессандрини, и спустя два года они поженились. Он был одним из первых итальянских режиссеров, применивших новую звуковую технологию, используемую в американском кино. Брак Маньяни с Алессандрини распался в 1950 году, и больше актриса замуж не выходила. Однажды она сказала: «Женщины вроде меня могут подчиняться только мужчинам, способным доминировать над ними, а я никогда не встречала никого, кто мог бы доминировать надо мной».

Анна Маньяни и Гоффредо Алессандрини

Дебют актрисы в кино в главной роли состоялся в фильме «Слепая из Сорренто» в 1934 году. И ей потребовалось еще более 10 лет, прежде чем она получила международную известность благодаря роли Пины в эпохальном фильме Роберто Росселлини «Рим, открытый город» (1945). После выхода картины режиссер назвал Анну «величайшим актерским гением со времен Элеоноры Дузе». А ее душераздирающая сцена смерти остается одним из самых тяжелых эпизодов в кино.

Другое сотрудничество с Росселлини включает фильм «Любовь», состоящий из двух частей. В «Чуде» Маньяни играет полубезумную пастушку, которая считает, что ребенок, которого она носит, — это Христос, что отражает одновременно печаль и праведность одиночества в мире. «Человеческий голос», основанный на пьесе Жана Кокто о женщине, отчаянно пытающейся спасти отношения по телефону, примечателен тем, как сильные моменты молчания Маньяни переходят в крики отчаяния. Можно было предположить, что роль этого невидимого любовника была Росселлини, и она была основана на разговорах, имевших место на протяжении всего их реального романа.

Кадр из фильма «Рим, открытый город»

В фильме Лукино Висконти «Самая красивая» 1951 года актриса играет Маддалену, вспыльчивую и упрямую мать, которая тащит свою маленькую дочь на предварительный отбор для участия в фильме. Когда она понимает, что руководители студии смеются над кинопробами ее дочери, крупный план лица Маньяни показывает одновременно ярость, унижение и материнскую любовь. В 1953 году актриса снялась в роли Камиллы, женщины, разрывающейся между тремя мужчинами в фильме Жана Ренуара «Золотая карета». Потом Ренуар назвал Анну «величайшей актрисой, с которой я когда-либо работал».

Вскоре в Италии (а постепенно и в других местах) Анна стала звездой, хотя ей не хватало традиционной красоты и гламура, обычно ассоциируемых с этим термином. Немного полноватая и довольно невысокого роста, с лицом, обрамленным растрепанными волосами цвета воронова крыла, и глазами, обведенными темными тенями, она привлекала своей бурлящей землистостью и вулканическим темпераментом.

Кадр из фильма «Татуированная роза»

Драматург Теннесси Уильямс, очарованный игрой Маньяни, специально для нее написал «Татуированную розу». Это был голливудский дебют Маньяни, за который она получила премию «Оскар». Полагая, что у нее нет шансов на статуэтку, Анна не пришла на церемонию вручения премии. Когда репортер разбудил ее и объявил, что она выиграла награду, актриса закричала: «Ты лжешь! Если это шутка, я тебя убью!»

В фильме Пьера Паоло Пазолини «Мама Рома» (1962) Маньяни одновременно является матерью и проституткой, решившей обеспечить своему сыну-подростку респектабельную жизнь среднего класса. Это один из фильмов актрисы, получивших признание критиков. Именно после этой роли в 1963 году цитировали слова Маньяни: «Мне ужасно наскучили эти вечные роли истеричных, шумных женщин из рабочего класса».

По прозвищу la lupa, волчица, актриса прожила жизнь, мало чем отличающуюся от многих персонажей, которых она изображала в своих фильмах. Там она играла активную, сильную, земную женщину из низшего сословия, втянутую в спектр человеческих эмоций.

Анна Маньяни и Роберто Росселлини

Поиск настоящей любви был одним из величайших разочарований Анны, когда она переходила от одного любовника к другому. Ее роман с режиссером Робертом Росселлини был бурным и в конце концов он ушел от нее к Ингрид Бергман. Несмотря на то, что Анна была уязвлена, она продолжила карьеру и дружбу с Росселлини.

После расставания с ним у актрисы была короткая связь с Массимо Серато, итальянским актером, и у пары родился сын Лукас. Когда Лукас, вероятно, ее самая большая любовь в жизни, заболел полиомиелитом, Серато отказался от роли отца и ушел. Анна почти отказалась от съемок, чтобы заботиться о любимом сыне.

Читать: Моника Беллуччи: Я люблю исследовать темную сторону

Актриса никогда не считала себя красавицей. Она даже пошутила однажды: «Оставьте мои морщины в покое, не трогайте ни одной. Я прожила всю жизнь, чтобы иметь их!». Публичная жизнь Маньяни как актрисы была радостью и триумфом обретения любви зрителей, которую она никогда не получала от матери. Но ее личная жизнь сложилась не столь счастливо. Оливия Маньяни, ее любящая внучка-актриса, сказала: «У нее была чувствительная, сложная, беспокойная душа».

Анна Маньяни умерла 26 сентября 1973 года в возрасте 65 лет в Риме от рака поджелудочной железы. Она была бы рада узнать, что тысячи людей пришли, чтобы проститься с ней, а также выразить свою любовь к невероятно талантливой итальянской актрисе.