Как сложилась жизнь мальчика, сыгравшего Вольку в «Старике Хоттабыче»?

После выхода на экраны в 1957 году детский фильм «Старик Хоттабыч» сразу полюбился и детям и взрослым. Его даже показывали на вечерних сеансах, и найти свободный билетик не всегда было просто.

Мальчика на роль пионера Вольки Костылькова выбирали с большим трудом.  Алеше Литвинову после проб отказали и утвердили другого мальчика. Однако первые съемочные дни заставили режиссера Геннадия Казанского сомневаться в правильном выборе главного героя. Тогда его ассистенты вспомнили про мальчика из соседней с «Ленфильмом» школы. Так спустя полгода после проб, со второй попытки Алеша был утвержден на роль.

Мальчик родился в 1944 году в эвакуации в Воронежской области. Его отец пропал без вести, а беременной матери помогли выехать из блокадного Ленинграда. Спустя год женщина с ребенком вернулась в Ленинград и одна воспитывала сына. Участие Алеши в фильме было большой радостью для них.

Режиссер картины представлял Вольку блондином, а Алеша был брюнетом от природы. Поэтому каждую неделю ему осветляли волосы перекисью водорода. Достичь одинакового оттенка не всегда получалось, а под конец съемок юный актер вообще превратился в шатена.

Все трюки в фильме Алеша выполнял сам. Какой-то период его каждый день подвешивали на ремне под потолок, и он так висел по часу. Кроме этого он несколько дней работал на крыше одного из самых высоких зданий в Москве того времени – гостиницы «Пекин». Там снимали известные сцены на ковре-самолете.

В роли Хоттабыча  снялся Николай Волков.  Для того, чтобы  53-летнего актера превратить в древнего старика уходило по два часа на грим. Пока снимали эпизод в цирке, где Хоттабыч поглощает мороженое,  бедному актеру пришлось съесть огромное количество глазированных сырков, после чего он еще долго не мог на них смотреть.

Съемки продолжались 8 месяцев. За это время юный актер побывал в Москве, Одессе и Сочи. На заработанные деньги Алеша приобрел велосипед, цветной телевизор и фотоаппарат.

Он жил с мамой в коммуналке, в которой проживали еще семь семей. И новый цветной телевизор стал для всех соседей сенсацией. Порой все желающие посмотреть какую-нибудь телепередачу не помещались в их комнате, поэтому кто-то смотрел телевизор из коридора.

После выхода фильма «Старик Хоттабыч» Алеша стал получать большое количество предложений сниматься. В 1967 году он уже готовился к работе в картине «Первомайская, дом 7», однако ее закрыли, потому что сценарий не соответствовал духу времени. От других предложений Алексей отказался – у него больше не было желания сниматься в кино.

После школы он окончил техникум, стал электромонтером и устроился работать в ленинградском метрополитене. Потом уехал на заработки в Мурманск и прожил там пятнадцать лет. После возвращения в Ленинград Литвинов работал электромехаником на железной дороге.

К середине 1990-х годов положение ж/д отрасли ухудшилось, и он устроился работать на стройку. Через шесть лет он вышел на пенсию. Лето Алексей Александрович с женой проводят в деревне недалеко от Санкт-Петербурга. После смерти первой супруги он женился во второй раз. От первого брака у него есть дочь.

О работе в прославившей его картине Литвинов вспоминает с теплотой. Он общается с журналистами, которые приезжают в деревню посмотреть, как поживает пионер Волька спустя более 60 лет.

Иногда в Петербурге наш герой встречается с другими своими коллегами по фильму. Никто из них не стал профессиональным актером. А работа в «Хоттабыче» осталась сказкой и частью их детства.