«Бандитский Петербург»: от заметки в газете до популярного сериала

Словосочетание «Бандитский Петербург» возникло в 1992 году, когда вышла статья журналиста Андрея Константинова в газете «Смена», посвященная организованной преступности города. Она стала очень резонансной и породила серию из пятнадцати публикаций-продолжений. Статьи касались расклада группировок, какие были конфликты и тому подобное.

А в 1992 году в Петербург приехал шведский журналист Малкольм Дикселиус, который снимал фильм о русской мафии вместе с советским коллегой Юрием Щекочихиным. Они пригласили Андрея Константинова принять участие в этом проекте. Работа была долгой, но в итоге документальный многосерийный фильм прошел с большим успехом на Западе. Особенно его оценили в Скандинавских странах, и шведские издатели предложили Малкольму написать книгу о русской организованной преступности. Он в свою очередь предложил Константинову соавторство и тот согласился.

Читать: Чехарда с режиссерами сериала «Апостол»

В результате российский журналист диктовал текст, а его коллега сразу набирал его на шведском языке. Вскоре книга вышла под названием «Русский подпольный преступный мир». А потом издатели в России узнали, что вышла такая книга и предложили Константинову перевести ее на русский язык. В нашей стране книга вышла с солидным тиражом под названием «Преступный мир России» и «разлетелась» как горячие пирожки. Оказалось, что эта тема была очень востребована у читателей, а ниша пустовала.

Летом 1993 года в редакцию газеты пришел режиссер Валерий Огородников и попросил Андрея Константинова написать сценарий для фильма про бандитов – «что-то вроде «Однажды в Америке», но на русской основе». Журналист сначала не воспринял гостя всерьез, и сказал, что он не умеет писать сценарии. Константинов выпроводил режиссера, а сам пошел в отдел Культуры, где ему поведали о масштабности личности Валерия Огородникова.

Вскоре журналист и режиссер встретились снова и договорились о том, что Андрей Константинов напишет синопсис к фильму на десяти страницах. Через три дня материал для первой части сериала был готов, которую позже Владимир Бортко снял под названием «Адвокат» и «Адвокат»-2.

Читать: Интересные факты, стоящие за созданием фильма «Тайна “Черных дроздов”»

А в это время издательство обратилось к журналисту с предложением собрать его статьи, опубликованные в «Смене» в один сборник и выпустить еще одну книгу. Материала оказалось недостаточно для толстого формата и Константинов предложил добавить его художественную работу, которую он написал для «одного» режиссера. Редакторы подумали, что читателям это будет не очень интересно, зато книга получится толстая и в результате вышел «Бандитский Петербург».

Через месяц издатели предложили автору за удвоенный гонорар написать продолжение. Константинов сам втянулся в эту историю и в результате вышел цикл из пяти книг, по которым была сделана экранизация. Фильм имел невероятный успех.

«Он вообще предназначался для показа на Первом канале. И Константин Львович Эрнст… что-то переклинило, и он сказал, что это полная ерунда и никто не будет это смотреть, что это чушь полная и фильм, пятнадцать серий, отдали на НТВ. И это был первый случай, когда НТВ сделало по рейтингам Первый канал», – вспоминал Андрей Константинов.