Как снимались подводные сцены в фильме «Капитан Немо»?

Советский фильм «Капитан Немо» 1975 года – это увлекательная экранизация Василия Левина знаменитых романов Жюля Верна «20 000 лье под водой» и «Паровой дом». Фильм перенес зрителей в захватывающий мир подводных приключений, где мистический капитан Немо и его загадочная подводная лодка «Наутилус» боролись за справедливость.

Сюжет картины рассказывает о загадочном морском чудовище, которое топит корабли. Знаменитый ученый профессор Пьер Аронакс (Юрий Родионов) вместе со своим слугой Конселем (Михаил Кононов) и гарпунером Недом Лендом (Владимир Талашко) отправляется на поиски этого существа. В ходе экспедиции они попадают на борт подводной лодки «Наутилус», капитаном которой является таинственный и загадочный Немо (Владислав Дворжецкий). Вместе они совершают удивительное путешествие по подводному миру, сталкиваются с опасностями и раскрывают тайны.

Читать: «Человек-амфибия»: опасные съемки и прорыв в мировом кино

Создатели фильма постарались максимально точно передать атмосферу романов. Подводные пейзажи, таинственные обитатели морских глубин, а также сложный характер капитана Немо – все это передано на экране с большой долей реализма.

Как снимались подводные сцены?

Одесская киностудия стала «домом» для «Наутилуса». Когда герои фильма оказывались на палубе, за ними разворачивались реалистичные морские пейзажи, созданные с помощью проектора. Чтобы усилить ощущение морского путешествия, актеры двигались по палубе, имитируя легкую качку корабля. А настоящий ветер, созданный специальными вентиляторами, развевал их волосы, делая сцены еще более правдоподобными.

Несмотря на небольшое количество подводных сцен, они стали настоящей изюминкой фильма. Режиссер и оператор Федор Сильченко, используя инновационные для того времени приемы, создали реалистичные подводные декорации: кораллы, сети и даже сокровищницу ацтеков. Таким образом, актеры, не погружаясь в воду, заставили зрителей поверить в реальность подводного мира. Они специально замедляли свои движения, создавая эффект перемещения под водой. А художники, применяя синие светофильтры, придавали сценам характерный подводный оттенок.

Читать: «Снегирь»: как создавался фильм?

Ну, а самый главный секрет создания подводного мира заключался в большом аквариуме с плавающими рыбами, который устанавливали перед камерой. Вода в аквариуме слегка искажала изображение и создавалось впечатление, что актеры действительно находятся под водой.