Ноэми Мерлан, наиболее известная по ролям в фильмах «Тар», «Ли» и «Портрет девушки в огне», рассказала об «исследовании своей сексуальности» после появления движения #MeToo. Участие в новом фильме режиссера Одри Диван, по ее словам, помогло ей пересмотреть собственное отношение к женским удовольствиям. «Как и Эммануэль, я была полностью оторвана от своего тела», — призналась французская актриса.
С мировой премьерой на открытии кинофестиваля в Сан-Себастьяне 20 сентября, «Эммануэль» вызвала ажиотаж из-за своего откровенного содержания. Фильм, в котором также снялись Наоми Уоттс, Уилл Шарп и Джейми Кэмпбелл Бауэр, вдохновлен эротическим романом Эммануэль Арсан — и этот эротизм, безусловно, управляет проектом.
Читать: О-ля-ля! 20 французских романтических фильмов
В центре сюжета – Эммануэль, которая находится в командировке в Гонконге и работает с группой отелей класса люкс. В поисках утраченного удовольствия она ищет возбуждение в общении с некоторыми гостями отеля. Один из них, Кей (Шарп), кажется, постоянно ускользает от нее.
После премьеры фильма Ноэми Мерлан дала интервью, которое мы приводим ниже.
– Прежде всего, я хочу поздравить вас с вашим фильмом.
– Большое спасибо.
– Что было у вас в голове, когда вы впервые прочитали этот сценарий?
– Когда я впервые получила сценарий, я подумала: «О, я собираюсь читать сценарий, который исследует женское удовольствие, и прямо сейчас мне это просто необходимо». Потому что, как и Эммануэль, я была полностью отключена от своего тела. После движения #MeToo я начала думать о всех этих годах, когда я делала что-то только для того, чтобы доставить удовольствие другим. Я подумала: «Хорошо, я знаю, что на самом деле не счастлива, что у меня на самом деле нет либидо. Почему? Как женщина, которой уже 30 лет, я не особо делюсь с людьми эротикой или оргазмами. И в этом есть грусть. В сценарии это есть.
Она рискует. Эммануэль, которая как робот и не получает удовольствия… У нее есть сила независимости. Но она одна. Она может управлять своей жизнью, но иногда она находится в этом роскошном отеле, где ей приходится постоянно думать, шпионить за другими, чтобы убедиться, что все легко получают то, что хотят. У меня была с ней сильная связь. И в конце она уже говорит, чего она хочет и когда она этого хочет: «Можешь положить сюда руку? Я хочу это. Можешь изменить ритм?»
– Вы тогда обнаружили, что роль Эммануэль помогла вам исследовать собственную сексуальность и ваше собственное отношение к эротике?
– Для меня играть Эммануэль было исследованием. Эта роль сломала что-то — я чувствую себя более комфортно, более свободно, даже просто говоря вслух то, что я хочу. Так что я могу начать жить новой жизнью, исследуя свои желания.
– Вас пугала откровенность многих сцен или это было просто волнительно? Мне интересно, нервничали ли вы из-за съемок в фильме, который некоторые актеры сочли бы слишком уязвимым.
– Я не чувствую себя уязвимой, когда обнажаю свое тело в сексуальных сценах. Когда есть уважительная обстановка и сильные идеи, пространство уважения и внимания, предлагаемое мне, я могу зайти действительно далеко, так далеко, как я хочу. И это то, что произошло в этом фильме. Так что я совсем не боялась, я была взволнована. Я думала: «У меня есть Одри Диван с потрясающим видением, у меня есть команда, которая знает, что они делают». У нас было много репетиций с актерами, со специалистом по интимным отношениям, чтобы понимать то, что мы делаем.
После движения #MeToo появилось много людей, которые говорят: «О, теперь специалисты по интимным отношениям больше ничего не могут делать». Я думаю, это просто небольшая группа людей. Да, возможно, они чувствуют, что у них меньше свободы, но для остальных из нас свободы больше. Одри однажды сказала, и я чувствую то же самое, что когда есть пространство, большое сотрудничество между людьми и даже специалистом по интимности, мы достигаем большего.
– Я хочу спросить о движении #MeToo. Оно возникло в США, но следующей страной, которая подхватила его, стала Франция, особенно сейчас. Одри сказала, что этот фильм — исследование эротики в эпоху после появления #MeToo. Что она хочет передать людям своим фильмом «Эммануэль»?
– Прежде чем что-либо сообщать, я думаю, она хочет, чтобы это был опыт ощущений. Нас кормили так много изображениями секса, наготы, порнографии, но в патриархальном взгляде, полностью доминируемым насилием. Поэтому она пыталась сделать фильм, в котором мы спрашиваем себя: «Есть ли еще место для эротизма и ощущений в жизни [женщин]?» Она пытается заставить нас не торопиться. Потому что эротизм и ощущения, я думаю, могут усиливаться, когда вы находитесь в настоящем моменте. Но чтобы добраться до этого места, нужно время. То же самое и с женским оргазмом. Нужно время.
Просто потому, что это феминистский фильм, не значит, что он не для мужчин, говорит Диван. Мы надеемся, что с этим фильмом, когда зритель видит, что героиня получает удовольствие, мужчины также могут получить удовольствие. Как и все фильмы о мужчинах, которые мы видели, мы смотрели их, и иногда у нас были эмоции. Так что должно быть то же самое, только наоборот. Я думаю, она также хочет сказать, что согласие возбуждает. Они хотят оба. Никого не принуждают. Все слушают друг друга. И вы можете почувствовать возбуждение через это.
– Одним из центральных моментов фильма является удивительная связь, которая есть у вас с Уиллом Шарпом, играющим Кея. Мне нравится, как она развивается и как она фактически во многом разрушила мои ожидания в конце фильма. Интересно, как вы воспринимали их связь.
– Для меня он иногда был как призрак. Но мне нравилось, что он был загадкой, потому что большей частью загадкой в фильмах является женщина. Мне нравится зеркало между ними, оба оторваны и не получают удовольствия. Мне нравится, что все еще можно иметь крепкие отношения с кем-то без секса. Это не обязанность. Вот история, которую я рассказала себе о Кее: для меня он представляет мужчину, который не доминирует. Он не получит удовольствия, если женщина не получит. Он также ищет равенства и настоящей связи. Это требует времени, может быть, в конце, после, он все равно это получит. Но он слушает ее. Я нашла это очень поэтичным.
– После «Портрета девушки в огне» я чувствую, что вы стали настоящим чемпионом в кино по отражению женского взгляда на вещи. Насколько это было важно для вас, и насколько важен такой фильм, как «Эммануэль», после десятилетий работы для мужчин?
– Мне важно попытаться дать больше пространства женщинам. И работать не только для женщин, но и для всех людей, которые не верят в этот мир. Потому что они должны найти смысл в жизни. Так что для меня это имеет смысл, и это делает вещи намного более удивительными и захватывающими.
Читать: 10 красавиц французского кино: женщины, знающие, что они красивы