Как создавались спецэффекты в эпоху немого кино?

В фильмах всегда использовались спецэффекты, чтобы обмануть аудиторию. Они появились задолго до зеленых экранов и компьютерной графики. Прежде чем кинематографисты придумали, как внедрить звук в фильмы, они изобретали творческие способы создания невероятных кадров. Сегодня создатели фильмов просто используют новые варианты инструментов столетней давности. Итак, как были выполнены самые запоминающиеся трюки немого кино?

Ранние методы создания спецэффектов использовались в фильмах 1920-х и 1930-х годов. Во многих сценах, которые, казалось, подвергали актеров опасности, использовались трюки с перспективой. Например, когда Гарольд Ллойд свисал с башни с часами над улицами Лос-Анджелеса в фильме 1923 года «Наконец в безопасности!», он на самом деле вообще не рисковал.

Здесь использовалась принудительная перспектива и безопасный матрас в нескольких сантиметрах от ног актера. А монтаж создал нужный эффект, поскольку мы видим, как высоко часы расположены по сравнению с землей. Фактически, эта вынужденная перспектива до сих пор используется в современных фильмах: Питер Джексон часто использовал ее во «Властелине колец», чтобы создать впечатление, что Гэндальф был вдвое выше хоббита Фродо, просто построив декорации меньшего размера.

А когда фоны такие простые, как, например, песчаные дюны, даже малобюджетный фильм может позволить себе потрясающие эффекты, просто с помощью крутых миниатюр.

Еще одним излюбленным приемом немых фильмов была живопись на матовом стекле. Кадр, в котором Чарли Чаплин почти скатывается с выступа на роликах в картине «Новые времена» 1936 года, был сделан путем рисования сцены, показывающей нижние этажи здания, на куске стекла и размещения его перед камерой. Чаплин фактически все время катался на ровной плоскости.

Этот метод ушел в прошлое, хотя в 1980-х годах большие художники «матовой» живописи работали над такими фильмами, как трилогия «Звездные войны» и «В поисках утраченного ковчега». Теперь «цифровой» художник работает в трех измерениях, а не в двух, с возможностью создавать мельчайшие подробности в кадре.

На самом деле матовая живопись – основа всех современных цифровых эффектов. Везде, где есть зеленый экран, вы видите эволюцию этого метода. Скорее всего, у вас есть приложение на телефоне, которое делает что-то подобное и может волшебным образом перенести вас туда, где вы действительно хотите быть… прямо как в кино.

Умная операторская работа объясняет многие опасные эпизоды в старых фильмах, но не все. К примеру, в «Шерлоке-младшем» 1924 года актер Бастер Китон действительно проехал на велосипеде по разрушающемуся мосту.