Как создавался легендарный фильм «Щит и меч»?

На дворе был 1966 год. Приближалось 50-летие Октябрьской революции и вся страна жила в ожидании большого празднования. Не отставал и кинематограф, который в этот период снимал картины к предстоящему юбилею. А в середине декабря 1967 года ожидалась еще одна большая дата – 50-летие создания ЧК. Поэтому поступило задание кинематографистам подготовиться и к этой дате. Но подходящего сценария не было, нужно было что-то масштабное.

Идея романа «Щит и меч» возникла не случайно. В то время весь мир зачитывался историями о Джеймсе Бонде. Писатель Вадим Кожевников подумал, что мы ничем не хуже. Да и советские чекисты вполне могут утереть нос своим западным коллегам. Полностью идея созрела, когда стало известно о состоявшейся первой операции по обмену разведчиками между ЦРУ и КГБ в 1961 году.

Вадим Кожевников решил сделать Рудольфа Абеля, разоблаченного в США, прототипом героя своего будущего романа. Для этого он обратился в КГБ, чтобы его проконсультировали. Когда же были написаны первые несколько глав, писателю устроили встречу с Абелем. Однако разведчику написанные тексты не понравились, поскольку не имели ничего общего с реальностью, и он отказался от сотрудничества.

Тогда Кожевников решил перенести действие романа в годы Второй Мировой войны. К тому же в КГБ его познакомили с легендарным разведчиком Александром Святогоровым, который действовал в немецком тылу и провел множество блестящих операций. Биография разведчика так вдохновила писателя, что он с головой погрузился в работу. Так был написан совсем другой роман под тем же названием «Щит и меч». И прототипом советского разведчика Александра Белова стал уже не Рудольф Абель, а Александр Святогоров. Роман был основан на реальных историях и имел большой успех у читателей.

Однако сделать из хорошего романа хороший фильм – задача не из легких. Поэтому создали творческое объединение писателей и режиссеров, в рамках которого закипела работа по созданию сценария на основе книги. Литературным редактором была назначена Нина Скуйбина, будущая супруга Эльдара Рязанова, которая была прекрасным специалистом.

В целом творческому объединению удалось поместить роман в фильм, хотя и пришлось вносить некоторые изменения в повествование. Режиссером картины был назначен Владимир Басов.

Владимир Басов

Первым кандидатом на роль главного героя Александра Белова был Юрий Соломин, но из-за занятости он сниматься не мог. В тот период актер играл в картине «Сильные духом». Далее задумались об Александре Белявском, однако против его кандидатуры сыграла яркая внешность актера. В руководстве подумали, что это ведь роль разведчика, а не покорителя дамских сердец. Тогда решили искать неприметного внешне актера, но как быть, если по законам кино главный герой должен быть привлекательным человеком? Хотя в жизни разведчики как раз максимально незаметные люди.

Перед Басовым стояла невероятно сложная задача. Он обратился в КГБ, чтобы его познакомили с действующими нелегалами. Те сказали, что вообще это не разрешается, но пригласили режиссера на планируемую вечеринку. После ее окончания Басов не разобрался, кто же среди толпы были разведчики. Тут он понял, что это максимально неприметные и ускользающие из памяти люди, «без лица и без голоса».

Станислав Любшин

Режиссер начал пересматривать фотографии актеров и в конечном итоге его выбор пал на Станислава Любшина, который не был знаком широкой публике. Хотя он служил в театре «Современник» и к тому моменту снялся уже в более десятке картин. И пока режиссеры осторожно присматривались к молодому актеру Владимир Басов решил сделать его главным героем и не пожалел об этом.

Валентина Титова

Главную лирическую женскую роль режиссер отдал своей супруге Валентине Титовой, которая также явилась в некоторой степени соавтором фильма. Именно она посодействовала появлению в кадре Олега Янковского, что стало невероятным кинодебютом для того. Ведь до этого актер работал в Саратовском театре, причем играл в малозаметных ролях. Его фотографию однажды отправила на киностудию «Мосфильм» ассистентка по актерам из столицы. Затем снимок попал к Басову, который как раз искал актера на роль Генриха Шварцкопфа. И при настойчивом предложении жены режиссер согласился пригласить неизвестного актера на съемки.

Олег Янковский

Фильм «Щит и меч» стал дебютным еще для одного актера, причем очень опытного, Вацлава Дворжецкого, которому на то время было уже 58 лет. Его не снимали в кино из-за «неподходящей биографии». В 1929 году Дворжецкий сбежал из Киева в Польшу, где был завербован спецслужбами и отправлен обратно в Киев. Там будущего актера арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. На свободу Дворжецкий вышел через семь лет, после чего постоянно менял место жительство в поисках работы.

Вацлав Дворжецкий

Ассистентка Владимира Басова обратила на него внимание в горьковском Драматическом театре. Увидев снимок, Владимир Павлович, не раздумывая, взял актера на роль Ландсдорфа, куратора разведшкол. Этой работой Дворжецкий обратил на себя внимание других режиссеров и успел исполнить более семи десятков ролей в кино и на телевидении.

Для себя Владимир Басов, как всегда в своих фильмах, также выделил роль. В «Щите и мече» он сыграл советского разведчика «Бруно», небольшую роль, потому что был полностью сосредоточен на режиссерской работе. Все, что возможно было снять в павильонах киностудии Владимир Басов снимал там, вплоть до дворов и шторме на море.

Поскольку сроки сдачи картины очень поджимали, режиссер каждую отснятую сцену тут же отправлял на студию, сам же монтировал и возвращался на съемочную площадку. Басов практически ночевал на работе. Его профессионализм ценили не только коллеги, но и сотрудники КГБ. Возможно поэтому съемочной группе разрешили несколько долгосрочных командировок в Польшу и ГДР.

Кадр из фильма «Щит и меч»

В то время Берлин еще не был полностью восстановлен после войны и разрушенные районы города служили настоящими декорациями для съемок. Найти немецкую военную форму не представляло особого труда. Ее было достаточно на киностудии «Дефа» в ГДР.

В картине также снимались актеры из Прибалтики, Польши, Германии, Чехословакии и Югославии. Большинство из них произносили реплики на своем языке. Персонажей было так много, что в какой-то момент Басов даже запутался в них. Забавно. Однажды, когда он просматривал эпизоды с женой, спрашивал ее: «Это кто?». Валентина Титова напоминала. Потом он снова спрашивал: «А это кто?».

И все же, как ни торопился Владимир Павлович, закончить фильм к юбилею ЧК он не успел. Руководство постоянно вызывало его, отчитывало. Но в конечном итоге премьеру четырехсерийного фильма перенесли на год. После принятия такого решения Басов успокоился и дальше работа пошла в более спокойном режиме.

Кадр из фильма «Щит и меч»

И хотя лента «Щит и меч» вышла спустя год после юбилея ЧК, она имела невероятный успех. Зрители после просмотра первых двух серий не покидали кинозал, чтобы тайком увидеть продолжение. Поскольку картина состояла из четырех серий, показывали по две. Таким образом «Щит и меч» стал лидером советского проката 1968 года. По совокупности всех серий его посмотрели около 230 миллионов человек.

После такого фурора ребятишки во дворах стали играть разведчиков, книги о жизни бойцов невидимого фронта моментально исчезали с магазинных полок. Сам Владимир Басов не рассчитывал на такой успех и даже отнесся к нему с подозрением.

«Щит и меч» проложил дорогу таким картинам, как «Мертвый сезон» (1968), «Ошибка резидента» (1968), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Вариант «Омега»» (1975) и многим другим.