Катрин Денёв – выдающаяся французская актриса и певица, которая прославилась на весь мир после триумфа музыкального фильма «Шербурские зонтики» в 1964 году. Ее еще называют «последней мегазвездой Франции».
– Госпожа Денёв, после стольких лет, что вы являетесь иконой французского кино, вам все еще нужно быть направляемой режиссером?
– Да, иначе мне бы нечего было делать. Я не хочу делать только то, что умею. Мне нужен режиссер, потому что я считаю, что актеров нужно направлять. Конечно, я могла бы управлять собой, но я бы делала то, что уже сделала, понимаете? И в этом опасность для актера – оставаться в одном и том же образе.
– Вы хотите продолжать создавать себя заново.
– Не создавать заново, а чтобы создавать впечатление, что новый фильм – это в некотором роде твой первый фильм. В любом случае такое ощущение у меня складывается, когда я снимаюсь в фильме. Я не чувствую себя пресыщенной. Мне бы не хотелось, чтобы в процессе работы у меня складывалось впечатление, что я делала уже это раньше. В повседневной работе всегда должны быть сложности, которые надо преодолевать.
– Вы играете 50 лет и снялись в более чем 100 фильмах. Вы еще не все сделали?
– Я еще не все сделала (смеется). Человеческая природа очень широка. Есть роли, которые больше связаны с людьми моего поколения. У вас уже есть опыт и образ, который вы не сможете сыграть, если вам 30 лет. И лучше взрослеть в Европе, чем в Америке, это точно. Но сейчас женщины кажутся моложе, чем были 50 лет назад. Может это эволюция человека, а? 40 лет назад, когда вы видели 50-летнюю женщину, она выглядела на свой возраст. Сегодня намного моложе.
– Что больше всего изменилось за последние 50 лет в кинопроизводстве?
– Что сильно изменилось, так это техника. Тот факт, что вы работаете с гораздо меньшими камерами, с меньшим количеством света, камеры всегда намного ближе к вам… Как актер вы должны адаптироваться. Вначале было очень трудно работать, когда камеры стали находиться так близко к вам. Раньше такого не было! В определенном смысле у вас было пространство, в котором вы действовали. Сегодня камера может быть прямо рядом с вами! Так что вначале для меня это было немного сложно.
– Фильмы, которые снимаются сейчас, сильно отличаются от тех, что были когда вы только начинали.
– Фильмы всегда являются своего рода зеркальным отражением общества, поэтому кино следует за обществом и за тем, как люди живут, как люди любят, как они показывают свои чувства. Кино всегда было отражением этого, поэтому, конечно, оно изменилось. За 30 лет оно сильно изменилось. Люди гораздо легче разводятся, женщины могут заниматься сексом, не опасаясь забеременеть, это многое изменило, и за этими изменениями внимательно следят в кинопроизводстве.
Вы не рассказываете одни и те же истории. Теперь в фильмах нельзя курить, поэтому они будут смотреться иначе. У вас есть мобильные телефоны – это очень многое меняет в сюжете! Раньше вы могли представить себе ситуации, когда тот факт, что вы не можете связаться с кем-то, создавал бы невероятную ситуацию, но сегодня это совсем другое. У каждого есть мобильный телефон, поэтому вы можете связаться с кем угодно, где угодно и когда угодно. Это действительно меняет обстоятельства.
– Молодые актеры сейчас по-другому работают, чем раньше?
– Я не думаю, что молодые актеры сильно отличаются по способу работы. Я просто думаю, что не хватает времени, потому что не хватает денег. Меньше времени на все.
– Больше спешки в производстве, чем в 60-х и 70-х?
– Да, все дороже… Очень сложно. Это большая проблема. Европейское кино не похоже на американское, которое можно посмотреть где угодно, и у вас есть шанс заработать деньги за фильм через несколько месяцев. Эта совсем не похоже на ситуацию с франкоязычным фильмом. Все постоянно дорожает. Может быть, камера менее важна, и в настоящее время вам нужно меньше света, но производители по-прежнему много тратят на расходы и все зарплаты, и мы платим много налогов во Франции.
Однако я не жалуюсь! Я не хочу, чтобы меня так поняли! Но это очень большая разница по сравнению с некоторыми другими странами. Тем не менее, я думаю, что снято слишком много фильмов. Когда я получаю коробку с премией Сезар, и вы видите количество французских фильмов… Я думаю, что французских фильмов слишком много.
– Вы считаете себя прежде всего французской или европейской актрисой?
– Честно говоря, я думаю и то, и другое. Я чувствую себя француженкой, но говорю еще на итальянском и английском, поэтому ощущаю себя европейкой. Но я, например, не чувствую себя близкой к англичанам. Это не так уж и далеко географически, но я не чувствую себя похожей на англичан, потому что мы такие разные. Я чувствую себя ближе к испанцам или итальянцам, чем к англичанам. У нас разное образование… мы очень разные.
– Вы можете представить себе жизнь без кино?
Слишком поздно! (смеется). Я в таком возрасте, когда не могу сказать: «О, я собираюсь изменить свою карьеру». Вы выходите на пенсию или продолжаете делать то, что делаете. Это все.
– Вы бы согласились, чтобы кто-нибудь снял фильм о вашей жизни?
– Я не думаю, что имею право сказать «нет», не так ли?
– Нет, но вы можете выбирать, сотрудничать или нет.
– Ах, да. Нет, нет, нет. Я не заинтересована в том, чтобы отдать себя больше, чем то, что я уже сделала. Нет, я этого совсем не хочу. У меня нет желания быть еще более публичным человеком. Мне нужно сохранить что-то личное на свою жизнь.
– Что ж, это может случиться в какой-то момент. Вы уже получили множество наград, например, награду за заслуги в кино на церемонии вручения премии Европейской киноакадемии в 2013 году…
– Я буду осторожна с ней. Дань уважения отдают, когда кажется, что все заканчивается!
– Кажется, что вы спешите последние пять или десять лет…
– Нет-нет-нет, я не спешу! Конечно, я не снимаюсь в большом количестве фильмов, как раньше! Но вы должны быть осторожны с тем, что они называют «данью уважения», потому что это в некотором смысле становится чем-то очень… окончательным.
– Конечно, но в кино нередко хорошо работают до 70 или даже 80 лет.
– 70 лет для режиссера – молодой возраст. Я думаю, что если вы очень заняты чем-то, что вам очень нравится, например, снимаете фильмы или пишете сценарии, я думаю, это помогает вам оставаться в форме, даже если вы очень устали. Я бы не сказала, что это сохраняет молодость, но это держит вас в форме.
– Но вы все еще не бросили курить?
– Кто я? Нет (смеется). Невозможно сделать все, нет?
– Вас не предупреждают о курении?
– Все время.
– Что вы им говорите?
– Я не говорю: «Занимайтесь своим делом», я говорю: «Да, я знаю, спасибо». Но что это за совет? «Не стоит так много курить. Вам следует бросить курить ». Да, конечно, должна бросить, но я бы не назвала это советом. Это факт! Дайте мне совет, как бросить курить без страданий. Да, это было бы интересно.