Клод Лелуш: Любовь в каждом кадре

С детства Клод Лелуш был очарован кино. «Очень сильно на меня повлияли фильмы, где играют комики, Чаплин и другие. Сначала я научился смеяться, смотря фильм, потом научился плакать. Хотя сам делаю фильмы, от которых ты дрожишь как курица – не смеешься, не плачешь, а просто трясешься».

Первую камеру будущему режиссеру подарили родители и уже в 13 лет он получил приз на Каннском фестивале любительского кино. А в 19 лет Лелуш записался в коммунисты, чтобы поехать в СССР и снять там документальный фильм на скрытую камеру. Клод Лелуш часто вспоминал о том, как случайно попал на «Мосфильм» и познакомился с режиссером Михаилом Калатозовым. Во время съемок «Летят журавли» он снял работу оператора.

Читать: За кадром легендарного фильма «Летят журавли»

«Я тогда задал себе вопрос: “У кого главная роль – у актера или у кинокамеры?”». Встреча с Калатозовым и его «Летят журавли» глубоко повлияли на Лелуша. Он не только посоветовал фильм Каннскому фестивалю, где картина получила «Золотую пальмовую ветвь», но и спустя девять лет перенял некоторые приемы Калатозова в «Мужчине и женщине», истории любви двух одиноких людей. У фильма был минимальный бюджет и по этой причине съемочная группа состояла всего из семи человек. Однако нехватка средств на цветную пленку обернулась находкой: черно-белые фрагменты усилили контраст между сценами счастья и серых будней.

Лелуш возродил угасающий жанр мелодрамы, используя такие новаторские приемы, как вертящаяся камера, что производило большое впечатление. Но в фильме «Мужчина и женщина» был еще один главный герой – музыка Франсиса Ле, которую точно слышали даже те, кто не смотрел фильм. Мелодрама, которую сам режиссер считал неудачной, принесла ему мировую славу, Гран-При Каннского кинофестиваля и два «Оскара» («Оригинальный сценарий» и «Лучший зарубежный фильм»).

Кадр из фильма «Мужчина и женщина»

«Мужчина и женщина» стал для Лелуша источником вдохновения: кадры фильма не раз появлялись в его последующих фильмах. Например, в криминальной комедии «С Новым годом!» главный герой, угодивший в тюрьму за ограбление ювелирного магазина, коротает время за просмотром этой картины.

Лелуш верит, что любовь – это главное в жизни, и даже в фильмах о преступниках он показывает ее силу. А актрисы, исполняющие главные роли, всегда чаруют красотой. «Две основных любви в моей жизни – это кино и женщины. Одно питало другое. Женщины плюс ко всему любят кино, а кино любит женщин. Камера любит женские лица больше, чем мужские. В кадре женские лица становятся еще красивее и женщины это знают. Они становятся теми, кто они есть именно в кадре. Можно сказать, что кино более женское, чем мужское».

Читать: Анни Жирардо: «Я никогда не была “бархатной” звездой»

Даже фильм о военном времени, который Клод Лелуш снял в 2010 году, имеет совсем не военное название – «Женщина и мужчины». В центре сюжета – история молодой француженки, чья жизнь наполнена пятью яркими романами. Один из них – с немецким офицером, что добавляет драматизма и неоднозначности повествованию.

Размышляя о своей долгой и успешной карьере, Лелуш сказал, что любит и свою работу, и свою жизнь: «Воистину мне повезло. В мире нет смысла, кроме любви. Без любви все остальное – утешительный приз… Если ты не любишь кого-то или что-то, то с таким же успехом можешь спросить себя, что ты здесь делаешь… Я делал одну историю любви за другой и каждый раз впадаю в нее через любовь к персонажам. С Анной [героиней «Мужчины и женщины»] я встретил любовь всей своей жизни. Женщины научили меня любви… Моя проблема в том, что я люблю все больше и больше… Мы живем в раю, но люди могут превратить рай в ад, когда не любят жизнь… Своими фильмами я стараюсь помочь людям больше любить жизнь. Некоторые мои фильмы имели большой успех, другие — нет. Это замечательно, потому что, когда фильм терпит неудачу, ты учишься. Я рисковал во всех своих фильмах после «Мужчины и женщины». Я мог бы работать только с большими звездами и адаптировать бестселлеры. Но я люблю кино. Мне всегда хочется увидеть, что можно сделать с помощью камеры и истории».

Отвечая на вопрос о том, как изменился мир за более, чем 50 лет с тех пор, как он снял «Мужчину и женщину», Лелуш ответил: «Женщины взяли верх, женщины взяли на себя ответственность… Мы изменяли им, лгали им, и теперь они могут быть без нас. Женщины поняли, что на нас нельзя положиться. Мы не заслуживаем доверия. Вот почему мужчины боятся женщин». Несмотря на все конфликты и насилие в мире, Лелуш заявил, что остается оптимистом: «Жизнь подобна погоде. После грозы светит солнце. Это произойдет скоро».