Кто помог Алексею Герману вернуться в кино и снять его лучшую работу?

Алексей Герман был сыном известного писателя и драматурга Юрия Германа. Он мечтал стать врачом, но отец советовал идти в режиссуру. В результате Алексей прислушался и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на режиссерский факультет, который окончил в 1960 году. За свою карьеру Герман снял всего шесть фильмов, некоторые из которых подолгу были отстранены от показов. Но был момент, который мог не позволить нам увидеть его лучшие работы.

После того, как вторая работа режиссера – фильм «Проверка на дорогах» – оказалась на полке, над Алексеем Германовым нависла угроза отлучения от профессии. Да, собственно, оно так и произошло. Прошло пять лет, прежде чем вышла следующая картина режиссера «Двадцать дней без войны».

Читать: 16 лучших советских фильмов, снятых на киностудии «Ленфильм»

А вернул мастера в кино Константин Симонов, один из самых уважаемых и крупных советских писателей. Герман был известен своим упрямством и своенравием, за что и пострадал. Однако писателя эти черты в характере режиссера не отталкивали и не пугали, а наоборот, он ими восхищался.

 Симонов не смог простить режиссеру Александру Столперу того, что тот не проявил твердость и по требованию руководства убрал товарища Сталина из экранизации его одноименного романа «Живые и мертвые». Прекрасной экранизации, как признал автор книги. Это разочарование грозило навсегда отлучить писателя от кино. Однако знакомство с творчеством молодого режиссера Германа возродило в нем интерес к кино. Константин Михайлович сделал все для того, чтобы режиссер продолжил снимать. А ведь Симонов имел определенную власть. Он надел все свои ордена и отправился прямиком в ЦК КПСС.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

После того, как писателю предложили самому решать – работать ли с Германом, тот позвонил режиссеру и предложил встретиться, чтобы познакомиться. В беседе Симонов поделился тем, что считает поколение режиссера удивительным и загадочным и выразил желание поработать с Алексеем Юрьевичем.

У писателя была любимая повесть «Из записок Лопатина», которая была поставлена на театральной сцене, но он мечтал об экранизации, гарантированно талантливой экранизации. А Герман, по его мнению, в тот момент был единственным режиссером, который мог это сделать.

Читать: Рейтинг лучших драматических фильмов Юрия Никулина

Алексей Юрьевич посмотрел постановку в театре «Современник», обдумал произведение и решил, что главный герой в его фильме не будет молодым красавцем. Режиссер считал, что это должен быть человек с болезненным видом и безжизненными глазами. Герману принесли снимок Юрия Никулина, и он понял, что нашел актера на главную роль. На самом деле режиссер стремился максимально точно попасть в образ книжного героя Василия Лопатина, а там он с «лицом как у клоуна». В отличие от Госкино, где были в ужасе от кандидатуры Никулина, писатель был в восторге. В результате Симонов снова созвонился с начальством и помог отстоять актера на роль.

На съемках фильма

На съемочной площадке Алексей Герман был очень требовательным режиссером, многие актеры даже ненавидели его за издевательства, однако все признавали его талант и прощали. Когда закончилась работа над фильмом Герман был признателен всем, кто был с ним рядом, за терпение и выдержку.

После того, как фильм «Двадцать дней без войны» вышел на экраны, талант режиссера признали все. Стало ясно, что теперь он на «Ленфильме» номер один. Правда, следующая работа Алексея Юрьевича «Мой друг Иван Лапшин» вышла лишь восемь лет спустя, в 1984 году.