Майя Булгакова: «Это талант, уметь любить…»

Она мечтала о любви в кино, но в жизни испытала невероятные чувства. Она хотела главных ролей, но сыграла их в жизни многих мужчин. Какой была судьба известной советской актрисы Майи Булгаковой?

Майя Булгакова родилась 19 мая 1932 года в украинском городе Краматорск, в семье далекой от творчества. Когда родственники узнали, что «некрасивая Майя» мечтает стать актрисой, над ней откровенно посмеивались. Девушке заявили, что едва ли она найдет жениха с такой внешностью, на что она ответила: «Да мне еще первые красавицы будут завидовать!».

После окончания школы Булгакова уехала в Москву и с первой же попытки поступила во ВГИК. На курсе вместе с ней учились Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Юрий Белов, Алексей Пархоменко и другие будущие звезды советского кино.

Майя Булгакова с Анатолием Ниточкиным

Однажды Майя заявила своим однокурсникам, что выходит замуж. «Первый мой муж, от которого Зиночка, – очень хороший оператор Анатолий Ниточкин. Он работал с Данелия…», – рассказывала актриса. Это было счастливое беззаботное время. Майя зарабатывала пением. У нее был хорошо поставленный голос и в ожидании съемок в кино она выступала с оркестром Леонида Утесова и Олега Лундстрема. В 1957 году на Международном фестивале молодежи и студентов Майе Булгаковой и Эдите Пьехе вручили серебряные медали. А после того, как Булгакова первой в Советском Союзе исполнила песни Эдит Пиаф, ей поступило предложение стать профессиональной эстрадной певицей.

Читать: Карьера и личная жизнь Валентины Теличкиной

Однако Майя мечтала только о кино и снималась в эпизодах всех без разбору фильмов. А главные роли доставались ее красавицам-коллегам. Актриса подолгу рассматривала себя в зеркале и не понимала, что с ней не так. Почему в отличие от западного кино, на советском экране блистали исключительно красавицы?

С мужем Булгакова через какое-то время рассталась, и Зинаида увидела своего отца лишь спустя очень много лет. В то же время вокруг обаятельной Булгаковой всегда собирались люди и с обожанием смотрели на нее, в нее влюблялись мужчины. Так, летом 1964 года в актрису влюбился режиссер Алексей Габрилович. Он был сыном известного драматурга Евгения Габриловича. К тому моменту, когда Алексей представил невесту родителям, они уже знали, что Майя разведена, у нее есть дочь и ей никогда не стать кинозвездой.

Майя Булгакова с Алексеем Габриловичем и дочерью

Свекровь приняла невестку только тогда, когда увидела, как ее сын вернулся к работе после затянувшегося кризиса. Алексей Габрилович очень боялся, что его будут сравнивать с отцом и при первой же возможности заявят, что природа отдыхает на детях. Позже режиссер говорил: «Майка заставила меня работать». Он никогда не скрывал заслуг жены в своих успехах.

А сама актриса продолжала исполнять образы брошенных, несчастных героинь, на которых не задерживался мужской взгляд. А ей хотелось сыграть влюбленную женщину! За Булгаковой продолжали ухаживать, что вызывало ревность и упреки со стороны мужа. Дошло до того, что когда Майя сообщила ему о беременности, Алексей заявил, что это не его ребенок. На вопрос актрисы, чей же это может быть ребенок, он ответил: «Может быть Сурина?». Начинающий режиссер Александр Сурин был сыном директора «Мосфильма» и влюбился в Майю с первого взгляда. Вскоре он заявил своему отцу, что если Булгакова не будет его женой, он застрелится.

Александр Сурин и Майя Булгакова

Однажды Сурин заявился домой к актрисе и между мужчинами случился грандиозный скандал. Булгакова выгнала обоих из дому, но потом к ее дому подъехала представительная машина и директор главной киностудии страны забрал беременную актрису и увез к себе домой. Когда родилась Мария она получила фамилию отчима. Вскоре после этого начались бурные скандалы и разборки, в результате чего Алексей Габрилович повел Майю Булгакову в ЗАГС, а их дочь стала Марией Габрилович.

Читать: Почему Александра Завьялова потеряла роль в фильме «Вий», а потом и карьеру?

В кино у актрисы складывалось все не очень хорошо. Она лишилась главной роли, которую известный режиссер готовил специально для нее. Как известно, в Госкино существовал негласный закон о том, что в главных ролях надо снимать исключительно красивых героинь, поэтому там отказались утверждать Булгакову в фильм. А в это время неожиданно режиссер Лариса Шепитько предложила ей главную роль в свою картину «Крылья».

В тайне от руководства Шепитько отвезла актрису в Севастополь и сняла там несколько сцен. Затем этот материал режиссер показала в Госкино и Булгакову без лишних вопросов утвердили на главную роль. И хотя фильм принес актрисе триумф, новых предложений на главные роли она долго не получала.

Кадр из фильма «Крылья»

Свою внешность Майя Булгакова считала приговором. Чтобы не теряться из виду и как-то поддерживать форму, она соглашалась на эпизодические роли. Проходили годы и что-то начало меняться. Например, режиссеру Глебу Панфилову разрешили снять Инну Чурикову в главной роли в его ленте «В огне брода нет». А вот на женскую роль второго плана он долго не мог найти подходящую актрису. Однажды Панфилов обсуждал эту проблему с автором сценария фильма Евгением Габриловичем. Тут неожиданно Нина Габрилович, его супруга, предложила: «А если Майя Булгакова?». Режиссер понял, что это удивительно точное попадание.

Актриса считала, что из всех режиссеров, с кем ей довелось работать, возможно, только Панфилову удалось разглядеть в ней женщину. Она считала, что именно в картине «В огне брода нет» она была похожа на себя.

Кадр из фильма «В огне брода нет»

В это время наступили очередные перемены в жизни актрисы. Булгакова и Габрилович решили расстаться, но продолжали оставаться друзьями. Надо сказать, что со всеми своими бывшими партнерами актриса оставалась в добрых отношения. Когда ее уже не стало, Алексей Габрилович в память о бывшей супруге позвал на съемки своего последнего телефильма «Бродвей моей юности» режиссера Александра Сурина. Помирившиеся соперники под песню в исполнении Майи Булгаковой вместе прошлись по Тверской улице. Через несколько месяцев Габрилович скончался.

Последней большой работой актрисы в кино стал образ Катерины Ивановны (вторая и последняя главная роль) в фильме «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского. После этого Булгаковой предлагали только крошечные эпизоды.

Ричард Коллинз

В это время за актрисой ухаживал невероятный красавец, солист Королевского балета Великобритании Ричард Коллинз, который стажировался в Большом театре. «Это было моей гордостью, когда он меня провожал в детский садик. Потому что он был абсолютно иностранцем-англичанином. От него – походка, запах – исходило благородством, такая уверенность, необыкновенная внешняя привлекательность. Очень высокий, стройный, просто красивый молодой мужчина. На нем было черное длинное пальто и длинный шарф, который много оборотов вокруг шеи заматывается», – вспоминала младшая дочь актрисы, Мария.

Читать: Как сложилась жизнь актрисы Светланы Пенкиной?

Ричард Коллинз умолял Булгакову уехать вместе с ним в Лондон, но актриса категорически отказалась. А в это время в ее жизни возникла новая любовь, по словам Майи «настоящая любовь». Их встреча произошла совсем случайно. Однажды Татьяна Конюхова вместе с мужем и его знакомым иностранцем ужинала в Доме кино. За соседним столиком она увидела свою сокурсницу Булгакову и пригласила ее присоединиться к ним. Майе представили австрийца Петера Добиаса и их отношения стали молниеносно развиваться.

Но Ричард Коллинз не собирался отступать от своей любви и однажды двое мужчин подрались. Победа осталась за Петером, а англичанин вынужден был уехать один. Какое-то время он еще присылал любимой женщине романтические письма, полные любви. Подруги Булгаковой удивлялись, как ей в возрасте удается завоевывать таких мужчин. А она со смехом вспоминала, как обещала своим родным, что красавицы будут ей завидовать.

Майя Булгакова c Петером Добиасом 

Самое сложное в отношениях с Петером были частые разлуки. Переезжать в Австрию Булгакова не хотела, а у него был там бизнес. Но Добиас подолгу оставался в Москве, постоянно переносил деловые встречи. Мужчина не мог уже жить без Майи и чем дальше, тем тяжелее ему было без нее. Через два года Петер свернул бизнес на родине и перебрался в Россию. Теперь они были практически неразлучны. Муж сопровождал актрису практически на все съемки, а их было немало, хоть роли были и эпизодические.

С годами Петер, или Петя, как его называли в России, буквально растворился в любимой женщине. Их счастье продолжалось двадцать лет. Но актрису терзали неприятные предчувствия и иногда она ни с того ни с сего начинала выговаривать мужу: «Не вздумай умереть. Ты моложе меня на восемь лет. Сначала похорони меня, а уж потом – делай что хочешь».

Читать: Ириска из «АБВГДейки»: жизнь, полная испытаний

Петер Добиас скончался летом 1994 года от остановки сердца. На похоронах был Алексей Габрилович, который утешал бывшую жену как мог. Однако женщина была безутешна, она буквально в миг постарела. Каждый день Булгакова считала дни без Пети. «Тебя нет уже 39 дней и не будет никогда», «Петя, я хочу к тебе», – писала она в дневнике.

1 октября 1994 года Мария, увидев мать, почувствовала, что «скоро ее не будет». В тот день Майя Булгакова вместе с актрисой Любовью Соколовой собиралась на встречу со зрителями. Следующий раз дочь увидела мать без сознания в реанимации, куда та попала после автокатастрофы. Водитель такси скончался на месте, а актрисы попали в больницу. Любови Соколовой удалось выжить, а Майя Булгакова погибла. Врачи сказали, что актриса не боролась за свою жизнь. Она спешила к Пете…

«Это талант, уметь любить. Многие люди проживают спокойно. А уметь любить, и чтобы тебя полюбили – это тоже талант…», – говорила Майя Григорьевна. В личной жизни актрисы были разные мужчины.

«Эти любви были разные. Были, которые я получала заряд и была счастлива. Были несчастные. Но сегодня, когда прошло время, я с благодарностью смотрю на тех мужчин, которые сколько-то меня любили, кого я обожала, поклонялась. Потому что они меня, даже тот, кто меня покидал, они меня сегодня не забыли никто, позванивают. И они меня сделали для моей работы богаче…», – делилась актриса.