Экранизировать повесть «Вий» Николая Гоголя Иван Пырьев намеревался давно. Однако работа над фильмом «Братья Карамазовы» по Федору Достоевскому поглотила его настолько, что он решил передать режиссерское кресло двум молодым специалистам – Константину Ершову и Георгию Кропачёву. Пырьев лишь настаивал на том, что он будет приезжать на съемочную площадку и контролировать весь процесс.
На главную роль панночки без всяких проб была утверждена Александра Завьялова. И когда была отснята значительная часть материала у режиссеров раздался звонок от тогдашнего главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, который потребовал немедленно убрать актрису с роли и найти ей замену.
Читать: Кто украл у актрисы Людмилы Марченко карьеру, красоту и жизнь
Некоторые говорили, что Завьялова была вынуждена отказаться от съемок из-за болезни. Еще по одной версии актриса была занята в других съемках. Действительно, в 1967 году она снималась в картине Резо Эсадзе «Четыре страницы одной молодой жизни». Режиссера и актрису связывала не только работа, у них был настоящий роман. В результате Эсадзе запретил Александре одновременно с его фильмом сниматься в другой картине.
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Как рассказывал режиссер Георгий Кропачёв, Резо Эсадзе лично позвонил ему и сказал, что запрещает Завьяловой сниматься. Позже актриса очень пожалела об этом решении, однако по словам ее дочери Татьяны Бучкиной, «ослушаться не могла, потому что мнение Резо Эсадзе тоже было важно».
Но есть еще одна версия происходящего. Известно, что на одном из официальных приемов Александра Завьялова познакомилась с американским бизнесменом, совладельцем судоходной компании. Они влюбились друг в друга, но оказались под всевидящим оком компетентных органов. Вскоре бизнесмена обвинили в шпионаже и дали 24 часа на то, чтобы он покинул страну.
Читать: Людмила Савельева: предательство, изменившее жизнь
По этой причине осторожный Иван Пырьев решил пригласить на роль панночки 19-летнюю Наталью Варлей. Как раз в то время на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где актриса продемонстрировала свои цирковые навыки.
Слева: Александра Завьялова; справа: Наталья Варлей
После этого Завьялова практически распрощалась с карьерой киноактрисы, снявшись лишь в трех лентах: «Встреча у старой мечети» (1969), «Тени исчезают в полдень» (1971) и «Белые одежды» (1992). А кадры с участием Александры Семеновны в «Вии» и сейчас можно найти в фильме.