Драматург и сценарист Евгений Шварц рассказывал, что его первая встреча с Надеждой Кошеверовой произвела на него неоднозначное впечатление. Она курила, говорила хрипловатым голосом. А на деле оказалась «своим парнем».
Ее идея снять красивую и добрую сказку для народа, уставшего от войны, Шварцу очень понравилась. И в мае 1946 года он принес готовый сценарий «Золушки». Путь фильма на экраны был непростым. Худсовет не поддерживал кандидатуру Янины Жеймо на роль Золушки. Актрисе было уже 38 лет. Но что еще важнее, Иосиф Сталин Янину не любил. Однако режиссер смогла настоять на своем кандидате и прекрасно скрыла возраст актрисы в кадре. Ее снимали только при приглушенном освещении, а руки прикрыли длинными перчатками.
Кадр из фильма «Золушка»
После премьеры фильма-сказки в 1947 году Надежду Кошеверову поставили в один ряд с лучшими сказочниками страны – Александром Роу и Александром Птушко.
В 1923 году она окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия» и на протяжении пяти лет служила в театрах Ленинграда. Когда же 27-летняя Надежда пришла на киностудию «Ленфильм» ее чуть не высмеяли: «Женщина-режиссер?». И почти десять лет она работала ассистентом, но у ведущих мастеров. Впервые самостоятельно снять фильм ей доверили лишь в 1937 году и это была лента «Однажды осенью», которая считается утерянной.
Читать: Георгий Милляр: «сказочная» жизнь актера
В 1940 году Кошеверова попала в немилость из-за картины «Галя», в которой рассказывается о трудностях и переживаниях девочки, чей отец ушел на фронт во время Финской войны. Девочка осталась с пожилой бабушкой, и чтобы выжить ей пришлось пойти работать. Тогда посчитали, что сюжет омрачает советскую действительность и картина осталась лежать на полке.
Кадр из фильма «Укротительница тигров»
Нелегко было и со съемками комедии «Укротительница тигров». Актрисы не соглашались сниматься на одной площадке с хищными животными. Тогда режиссер пообещала юной Людмиле Касаткиной, что с тиграми будет работать дублерша, опытная дрессировщица Маргарита Назарова. Так и было на протяжении восьми месяцев съемок. Но однажды Надежда Кошеверова заявила актрисе, что ей нужно снять лицо Касаткиной рядом с хищной мордой. Режиссер попросила Людмилу войти в клетку, иначе работа прекратится, и девушка послушно заглянула к тиграм.
Кадр из фильма «Старая, старая сказка»
Когда Кошеверова приступала к работе над фильмом «Старая, старая сказка» второй режиссер посоветовала ей пригласить на главную роль звезду советского экрана Олега Даля. У Надежды Николаевны с актером сложились очень теплые отношения. Даль на время работы даже забыл о своем пристрастии к алкоголю, а Кошеверову называл «куросавочкой», намекая на известного и модного японского режиссера Акиру Куросаву. Вообще, Олег Даль был любимым актером Кошеверовой. В дальнейшем он еще дважды снимался в ее картинах.
Читать: Судьба мужчин-актеров, сыгравших в советских киносказках
На главную женскую роль было много претенденток, среди которых никому еще не известная студентка театрального ВУЗа Марина Неелова. Кошеверова предложила Далю выбрать из фотографий актрис, приглашенных на пробы, одну. Он протянул снимок Нееловой и заявил: «любая, только не она». Как мы знаем, режиссер пригласила сниматься именно ее.
Кадр из фильма «Ослиная шкура»
А дальше были «Царевич Проша», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловей», «Ослиная шкура», «И вот пришел Бумбо…» и «Сказка про влюбленного маляра». Надежда Николаевна отдала кинематографу около шести десятков лет. Она умерла в возрасте 86 лет, оставив после себя двадцать замечательных фильмов и большинство из них – сказки.
Читать: Жизнь «вечной старушки» Анастасии Зуевой